SociologyBest

Основы социологии

Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс
Страница 5

Материалы » Возможности профессиональной реализации и жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск) » Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические основы изучения социального самочувс

Конечно, оценка этих аспектов статуса во многом носит социально-психологический характер. Но она (как и самооценка) важна для выявления степени значимости в организации и осуществлении жизни индивида, социальной группы или слоя.

В этой связи важна тогда и оценка социальной роли, которую играет данный индивид, когда он может или вынужден предпочесть один статус другому или попасть в ситуацию противоречивости и неприемлемости выбора. Например, почему выпускники вузов все же приехали в закрытое административно-территориальное образование город Снежногорск, почему выбрали ту или иную профессию. Был ли это сознательный выбор, как например, у лиц выбравших для себя занятие бизнесом, хотя у них и была уже работа по специальности. Или это было вынужденное предпочтение другой работы, так как работы по специальности на тот момент просто не было. Одни выбирали из того, что им предлагалось в данный момент, другие предпочитали подождать, а третьи выходили из создавшейся ситуации надеясь только на себя. И все не могло не отразиться на том, какую социальную роль играет данный индивид в пространстве «закрытого» города. Понятие социальной роли как компо­зита социального самочувствия важно еще и потому, что существует иерархия социальных ролей, построенная по принципу пирамиды: чем выше желаемая социальная роль, чем значительнее претензии, тем ограниченнее возможности ее реализации, тем более, что в такой ситуации спрос обычно превышает предложение.

Огромное значение в функционировании социального самочувствия приобретает социальный престиж — соотносительная оценка индивида, социальной группы или социального института, которая разделяется членами этих сообществ на основании существующей системы ценностей. Это сугубо индивидуальное отношение к материальным и духовным ценностям, к вещам и предметам, которые делают людей богаче или беднее. Причем, порой ценностные инди­каторы могут быть глубоко скрыты за внешними материальными атрибутами, общеприня­тыми, но не присущими этому человеку суждениями. На формирование престижных оценок влияют как формализованные позитивные санкции (одобрение офи­циальных структур власти, в том числе и экономических, доступ к почетным функциям и т. п.), так и неформальные позитивные характеристики, главным образом, выражаемые по­средством признания заслуг и авторитета, похвалы, поддержки и содействия. [17, с. 110]

Для социологов важен тот факт, что средствами выражения и фиксации престижных оценок выступают особые знаки отличия или символы престижа. Роль последних выпол­няют самые разнообразные элементы социальной среды, культуры, а также разнообраз­ные стилевые особенности поведения (профессиональный жаргон, обладание опреде­ленными манерами, фасон одежды и т. д.). Символы социального престижа ассоциируют­ся в сознании людей с усвоенными ранее стереотипами определенной группы или инсти­тута, играют важную информационную и социально-регулирующую роль в упорядочива­нии взаимодействия людей не только в обычной общественной жизни, но и в сложных и нестандартных ситуациях. [31]

Следующей ступенью при разработке и обосновании показателей социального са­мочувствия могут быть выделены социальные ожидания и социальные притязания.

Социальные ожидания, прежде всего, связаны с тем, как, каким образом и при помо­щи чего человек, группа, слой, институт могут добиться желаемой ими цели, реализовать идеалы. Данные требования сравнительно легко подвергаются социологической интер­претации так же, как и ожидания — прогнозы на то, как будет реагировать общество на их возможные действия, насколько общество будет содействовать их ориентациям, целям и надеждам. [3]

Социальные ожидания присуще всем людям. В своем исследование мы попытались выяснить какие социальные ожидания присуще выпускникам вузов проживающих в ЗАТО и что на наш взгляд является одним из самых главных, оправдались ли эти ожидания. Ведь именно от степени реализации социальных ожиданий зависит социальное самочувствие индивида.

Социальные ожидания различаются по степени обобщенности, ясности, согласован­ности между собой. Однако социологические исследования нередко фиксируют противоречивость социальных ожиданий, проявляющуюся в непоследовательности по­ведения людей, в непредвиденности их поступков, а иногда и трудно объяснимых пара­доксах.

Высшей формой социальных ожиданий, на наш взгляд, выступают социальные при­тязания, когда человек, группа, институт не ограничивается провозглашением своих ус­тановок, а стремится более активно реализовать их в форме непосредственно ожидаемо­го результата. Социальные притязания, как правило, имеют два варианта своего проявле­ния. Первый, когда в отличие от ожидания, зачастую пассивного, социальное притязание проявляется в стремлении добиться от общества удовлетворения своих прав или в предъяв­лении этих прав для получения определенных социальных результатов. Например, молодые специалисты, имеющие свое дело или занимающиеся журналистикой.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным неформальным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества. Человечество ищет дополнительный ресурс решения социальных пр ...

Время отдыха по законодательству Украины
Рабочее время и время отдыха в трудовом законодательстве Украины являются важнейшими правовыми категориями. Такое положение объясняется тем, что регламентация рабочего времени в действующем законодательстве выступает как одна из гарантий ...

Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство
Начавшаяся адаптация российской высшей школы к международным требованиям Болонского процесса – не только институциональная, но и социальная проблема. Реформирование высшего профессионального образования затрагивает интересы большого слоя ...