Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого
административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические
основы изучения социального самочувсСтраница 1
Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъявляет высокие требования к определению методологических оснований социологического изучения данных социальных феноменов. Специфика изучения социального самочувствия состоит в том, что оно представляет собой интегральное образование, обладающее высокой степенью динамики, и кумулятивное, возникающее в результате накопления некоторого комплекса разнородных характеристик и показателей социального и социально-психологического состояния индивида, группы или массы людей, трудно сводимых суммарно, но вместе с тем образующих в совокупности устойчивое социальное явление. [3]
Учитывая, что социальное самочувствие состоит из двух внутренне сочлененных компонентов — социального и психологического — представляется уместным определить следующие пути его исследования и прогнозирования. Первый — изучение состояния социального самочувствия в тесной взаимосвязи с объективными условиями и социальной практикой, в процессе которой реализуются или не реализуются социальные цели, установки и интересы людей. Второй — исследование социально-психологического состояния индивидов, социальных групп, институтов и организаций.
Из этой специфики феномена социального самочувствия вытекают два важных социологических вывода методологического характера. Первый: социальное самочувствие «интегральная характеристика особого состояния индивида, группы или массы людей» может быть изучено непосредственно только при помощи известных до сих пор методов. Поэтому его приходится изучать опосредованно через социальные и психические проявления в отдельных сферах жизнедеятельности субъекта. Второй: признавая социальное самочувствие целостным компонентом, мы вынуждены изучать его расчленение по отдельным составляющим, описывая каждую из них определенной системой показателей, не входящих в какой-то один общий.
К числу специфических особенностей феномена социального самочувствия относится его двойственная природа. Эта двойственность связана с его изучением и прогнозированием она объективно вытекает из его структуры, и в то же время осложняется рядом обстоятельств: во-первых, любой исследователь, предпринимающий попытки группировки, классификации форм существования социального самочувствия сталкивается с недостатком достоверной информации, а также методик, где бы описывались пути и методы его изучения и прогнозирования; во-вторых, важность решения этой проблемы заставляет исследователей прибегать к использованию опыта изучения родственных социальному самочувствию категорий. В данном случае имеются в виду работы, исследующие социально-психологический климат, общественное сознание и предлагающие направления их изучения.
Наибольшую сложность представляют эмпирические исследования самого феномена социального самочувствия, разработка методов его диагностики. Не менее труден процесс познания и выявления факторов, влияющих на социальное самочувствие — экономических, социально-политических, духовных. Среди них обязательно присутствуют объективные и субъективные, что само по себе ставит сложнейшую проблему максимального учета различных вариантов их сочетания. [16, с.10]
В число методологических предпосылок исследования входит представление о социальном самочувствии как устойчивом и одновременно изменяющемся состоянии общества, коллектива; социальных групп и индивидов, отношений между ними: группе с группами, групп с обществом и т. д. Важно иметь в виду и два параметра, определяющих социальное самочувствие - тональный (чувства, эмоции, умонастроение, мировоззрение) и предметный (социальный), выявляющий отношение к месту работы и повседневной жизни, количеству и качеству социальных услуг, степени удовлетворения духовных запросов, решаемости возникающих социальных противоречий и проблем и т. д.
Рамки (границы) изменения социального самочувствия весьма подвижны и, определяются, например, в настоящее время, возможностями самовыражения индивидов, групп, коллективов, социальных прослоек общества.
Сложность социологического изучения социального самочувствия заключается и в том, как уловить, и количественно выразить содержание эмоциональных состояний, как получить от каждого респондента сведения о его реальном самочувствии, а не его объяснения и рассуждения по поводу собственных эмоциональных состояний. Дело в том, что всякая попытка человека дать рациональный отчет о своем самочувствии побуждает его согласовывать собственные показания с личными представлениями о жизни, с умонастроением, убежденностью, которые всегда связаны с социальной практикой, духовными запросами и устремлениями. [17, с. 106]
Примеры распределений
Распределение примера 1, приведенное в пункте а), равномерное. Оно имеет в экономике широкое применение и будет далее использоваться, но только в непрерывном случае. Распределение пункта в) двухточечное. Оно отражает тот факт, что доходы ...
Задача (Вариант В)
Определить производительность труда и фонд оплаты труда на предприятии, а также среднюю оплату труда сдельщиков и повременщиков за прошедший и отчетный периоды, при следующих условиях:
1) В прошедшем периоде объем производства продукции ...
Современные проблемы старения населения в России
Процесс старения населения может происходить как в результате снижения рождаемости (старение снизу), так и в результате снижения смертности в старших возрастах (старение сверху). Следует особенно выделить ситуацию в России, так как в наше ...