Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого
административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические
основы изучения социального самочувсСтраница 7
Анализ социального самочувствия не возможен без учета структуры социальных ценностей, сформировавшихся у выпускников вузов в данный период времени.
Большую роль при изучение социального самочувствия играют ценностные ориентации, которые представляют собой осознание человеком или общественной, группой всей совокупности желаемых материальных и духовных благ, образа жизни, необходимых нравственных норм и выбор из них наиболее предпочитаемых.
В ценностных ориентациях опосредствованно отражаются интересы индивидов и групп, которые, в конечном счете, определяются системой экономических, политических и культурных отношений данного общества. Ценностные ориентации являются одним из важнейших факторов формирования и реализации жизненных планов людей, выбора профессии, социальной ориентации.
Система ценностных ориентации обладает сложной структурой, компоненты которой прослеживаются в конкретных видах общественных отношений.
В любом случае ценности должны быть стабильными в течение достаточно большого промежутка времени. Индивид может ориентироваться на ценности, если они выдержали испытание временем. Общество также должно иметь стабильные и всеобщие ценности, в противном случае возникает коллективная дезориентация, которая ведет к конфликтной блокаде активности и неуверенности его членов. Так же как отдельная личность меняет свои ценностные ориентации на основе опыта жизни, так могут меняться и масштабы ценностей общества. В обоих случаях это должно произойти медленно и постепенно.
В то же время в век бурных изменений ценности общества так же активно меняются. Но некоторый список ценностей, определяющий индивидуальное состояние, связанное с выживанием, остается неизменным, это: 1) материальная обеспеченность, 2) дети, 3) личная жизнь, 4) здоровье, 5) наличие хороших друзей. Кроме того, вечными остаются такие ценности как: удовлетворенность работой; продвижение по службе; возможность легко и весело проводить время; наличие хороших друзей; уважение окружающих; возможность творческой деятельности; владение собственностью; наличие связей, знакомств; престижное положение в обществе; уверенность в себе; чувство собственной защищенности; общая хорошая обстановка в обществе; здоровье; удовлетворенность в интимной жизни; наличие образования; наличие собственного дела; религиозная вера. [31]
Но, изучая социальное самочувствие невозможно обойти стороной жизненные стратегии, которые формируются у выпускников вузов во время проживания в пространстве ЗАТО. Жизненные стратегии невозможно вычленить из общего социального процесса жизни личности. Они определяют сам характер и особый тип социального поведения и взаимодействия людей.
Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д) – это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего.
«Стратегия жизни» трактуется либо как система перспективных представлений и ориентаций личности, либо еще более узко – как система целей, планов и ценностных ориентаций. Наиболее важными, на наш взгляд, характеристиками жизненной стратегии являются уровень ответственности, степень осмысленности жизни, система ценностей и отношений человека.
Основными показателями эффективности стратегии жизни человека являются его удовлетворенность жизнью. [38, с.30]
Некоторые ученые выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации.
Мы постарались применить эту классификацию на предмет нашего изучения.
В жизни людей, придерживающихся стратегии жизненного благополучия, преобладает ориентация на «получение полного комфорта в жизни», достигаемого посредством приобретения разнообразных материальных, культурных социальных благ. Для них характерны также отношение человека к жизни как способу удовлетворения различных потребностей, стремление к стабильной жизни, полная уверенность в завтрашнем дне.
С точки зрения «образа жизни»
она представляется личности как обеспеченная (полная всех необходимых благ) и относительно размеренная, спокойная жизнь. Они руководствуются символическими образами «труд ради жизни» или «труд ради отдыха», «выгода ради блага». «Смыслом» такой жизни становится при этом приобретение и потребление жизненных благ. Ценностное содержание
стратегии жизненного благополучия по сути дела можно свести к желаемому (значимому) или престижному набору жизненных благ, необходимых личности для ощущения счастья и собственной полноценности. Большинство из опрошенных нами респондентов выбрали именно этот тип жизненной стратегии. Это говорит о том, что в числе базовых ценностей этого стратегического типа находятся жизнь человека, общение, семья, благополучие, традиционность, уверенность, законность. [40]
Объект и предмет социологии
Социология (от латинского societas - общество и греческого logos - слово, учение) – это наука о законах становления, функционирования и развития общества в целом, социальных отношений и социальных общностей. Вообще социологию можно опреде ...
Сущность социальных отношений, типологий, ценностных и нормативных
характеристик. Сущность социальных отношений
Социальные связи человека, находящегося даже в очень небольшой, малочисленной группе, представляют собой множество взаимодействий, состоящих из действий и ответных реакций. Складывается сложная сеть взаимодействий, охватывающая различное ...
Типология обществ
Признаки для типологии:
По наличии письменности выделяют два вида:
1. Дописьменные общества
2. Письменные общества
По числу уровня управления и степени социального расслоения:
1. Простые общества. Число управлений минимально
2. Слож ...