Рассмотрим основные стадии развития социологии в России.Страница 4
Ярким представителем индивидуального психологизма был Петражицкий Л.И. Социология, на его взгляд, должна изучать именно человеческое участие в различных процессах общественной жизни, т.е. психическую деятельность индивидуального характера, опираясь на “интроспекцию” теорию “естественного права”, картину человеческих мотивов. Подвергая критике, способы образования общих социологических понятий своего времени, Петражицкий показал ущербность натуралистического редукционизма и переноса в теорию терминов и выводов обыденного сознания, игнорирующих специфику социальных явлений. Воля, чувства, интеллект - это продукты эволюции эмоций, хотя с возникновением других феноменов психики сами эмоции изменяются. Благодаря взаимодействию индивидов образуется новый эффект - групповая, “народная психика” с ее “нормами - законами”, которые теперь и определяют мотивацию. Петражицкому принадлежит идея разделения права на “официальное” и “интуитивное”. Первое - санкционировано государством, оно отстает в своем изменении от изменения духовной, экономической и социальной жизни. Тогда как второе - свободно изменяется в соответствии с социокультурными сдвигами, его содержание индивидуально, определяется обстоятельствами жизни человека, его характером, воспитанием, образованием, статусом, профессией, личными знакомствами и т.п.
Петражицкий создал “эмоциональную психологию” и на этой основе отразил свое понимание социального мира.
Представителями направления социологии – неопозитивизма были К.М.Тахтарев (1871-1925): «Главнейшие направления в русской социологии», «Наука об общественной жизни», "Общество и государство и закон борьбы классов" и П.А.Сорокин (1889-1968): « Система социологии», «Социология революции», «Социальная мобильность», «Социальная и культурная динамика», «Россия и Соединенные Штаты», «Общество, культура и личность», «Взаимная конвергенция США и СССР в направлении смешанного социокультурного типа».
К.М.Тахтарев выступал против марксистского понимания классовой борьбы, противопоставляя ему идею межклассового сотрудничества и солидарности. Окончательным победителем в общественной борьбе будет труд, но труд творческий и действительно общественный.
П.А.Сорокин не принимает социалистическую революцию и открыто выступает против нее.
В его понятии, социология - наука, самостоятельно изучающая наиболее общие родовые свойства человеческого взаимодействия.
Предмет социологии - элементы человеческого взаимодействия, их классификация и условия возникновения, сохранения и исчезновения простых коллективных единств.
Предлагал создать социологию на следующих принципах:[3]
1.Социология, как наука, может и должна строиться по типу естественных наук.
2.Социология может и должна быть наукой теоретической, изучающей мир людей таким, какой он есть
3.Социология должна быть объективной наукой.
4.Если социология хочет быть "опытной и точной "наукой, она должна распрощаться с бесплодной метафизикой и исходить из фактов.
5.Следствием разрыва с философствованием станет естественный разрыв с монизмом.
Главный объект для изучения в социологии - взаимодействие индивидов. Создал первое развернутое изложение теории взаимодействия.
Индивиды взаимодействуют, когда изменение психических переживаний или внешних актов одного индивида вызывается переживаниями другого индивида.
Процесс взаимодействия возможен при трех условиях:
1) наличие одного или нескольких индивидов.
2) наличие актов, обуславливающих их поступки.
3) наличие проводников.
Дает структурный анализ общества.
Выделяет 2 критерия для классификации социальных групп:
- односторонний: индивиды объединены в группу по одному признаку.
- многосторонний: индивиды объединены в группу по двум и более признакам.
Выделяет:
- закрытые группы: раса, пол, возраст.
- открытые группы: партия, ассоциация.
- промежуточные группы: класс, сословие, вторая семья.
Построил теорию социальной стратификации:
3 страты: - политическая
- профессиональная
- экономическая
Построил теорию социальной мобильности:
- вертикальная мобильность
- горизонтальная мобильность
Закрытое административно-территориальное образование как социальное
пространство (на примере г. Снежногорск.)
Если мы рассматривает закрытое административно территориальное образование как социальное пространство, в котором действуют разные поля, то мы обратимся к общим основанием Пьера Бурдье, чтобы затронуть вопрос о социальном пространстве, о ...
Конфликтный функционализм Льюиса Козера
Теория конфликта Козера является наиболее обширной, рассматривающей комплекс вопросов, а именно: причины конфликтам остроту конфликтам длительность конфликтам функции конфликта.
Козер определяет конфликт как процесса который при определе ...
Диаспора как объект социологического исследования. Феномен и социальная природа диаспоры
Прежде всего напомним этимологию слова. Термин "диаспора" имеет греческое происхождение (διασπορα) и обозначает рассеяние, пребывание определенной части народа вне страны его происхождения ...