Социально-педагогическая работа в исправительном учреждении как направление
деятельности социального работника во взаимодействии с сотрудниками колонии и
педагогическим коллективом школыСтраница 1
Несмотря, на то, что имеется целый ряд негативных факторов, характеризующих процесс отбывания наказания в исправительной колонии, есть порядок и методики адаптации осужденных к жизни в колонии, к ресоциализации и реабилитации их после освобождения. Одним из ведущих направлений деятельности колонии является комплексная социально-педагогическая работа, в которой принимают участие все службы, сотрудники, администрация исправительного учреждения, а также педагогический коллектив образовательных учреждений, располагающихся на территории колонии.
Социально-педагогическая работа с осужденными, прибывшими в колонию, начинается в карантинном отделении и направлена на подготовку их к отбыванию наказания в учреждении. На этом этапе основными задачами социально-педагогической работы с осужденными являются:
- формирование ближайшей перспективы, что предполагает знакомство поступивших в колонию с порядком и условиями отбывания наказания, правилами внутреннего распорядка учреждения, предъявляемыми требованиями к поведению и правилам взаимоотношений с администрацией и осужденными, изучение своих прав и обязанностей;
- формирование субъективной готовности к восприятию социально-педагогического воздействия;
- оказание психологической поддержки осужденным в период адаптации к новым условиям жизни;
- формирование основ дальней перспективы по подготовке к освобождению из колонии.
Условия пребывания осужденных в карантине ограничивают возможности проведения с ними разнообразных форм социальной работы. Основной из них являются беседы как в групповых, так и индивидуальных формах, во время которых идет подготовка осужденных к выводу в коллектив осужденных. При этом социальный работник и сотрудник карантина обеспечивают осужденных художественной литературой и периодическими изданиями, возможностью просмотра и прослушивания, тематических теле- и радиопередач и т.п.
Важным элементом воспитательной работы в карантине в условиях ограниченного пространства и движений является организация физических упражнений, выполнения правил личной гигиены, уборки бытовых помещений, установление поочередного дежурства. Если позволяет контингент осужденных, между ними организовываются конкурсы рисунков, на знание музыкальных произведений и т.д., соревнования по настольным играм.
С момента прибытия осужденного в исправительную колонию начинается работа по подготовке его к освобождению. Решая данную задачу, сотрудники колонии акцентируют внимание осужденных на том, что их пребывание в колонии - явление временное, которое надо использовать разумно - подготовиться к достойной жизни после освобождения. Для этого надо узнать себя и свои возможности, приобрести за это время профессию и определенные знания в школе, навыки в общении с другими людьми, научиться владеть собой. Наиболее опытные сотрудники знакомят осужденных с колонией, ее историей, с судьбой тех, кто освободился и нашел свое место в жизни. До завершающего момента пребывания осужденных в карантине, примерно за два-три дня до распределения их по отрядам и отделениям, начальнику отряда важно знать, кто персонально к ним будет направлен. После получения подобной информации начальник отряда проводит индивидуальную беседу (знакомство) с осужденным. На ознакомительной беседе целесообразно использовать педагогический прием активного слушания, когда социальный работник дает понять осужденному, что судьба последнего ему глубоко не безразлична, что он будет защищен.
Определенная упреждающая информация об осужденном, распределенным в тот или иной отряд, имеет важное значение. Это делается для того, чтобы осужденный не оказался среди лиц, с которыми враждовал ранее или был психологически не совместим, и, кроме того, заранее была « подготовлена почва» в отряде: решены вопросы бытового устройства: определено спальное место, участок работы, класс и т.д., подобран наставник из числа положительно характеризующихся и авторитетных осужденных, а также из числа сотрудников исправительной колонии, входящих в состав совета воспитателей отряда.
В свою очередь, начальник отряда до момента вхождения осужденного в отряд проводят с ним работу – знакомят с обстановкой в отряде, предупреждают о сложных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе общения с осужденными, советуют разумные приемы их разрешения. То есть, к моменту выхода из карантина осужденный готовится к той конкретной обстановке, в которой скоро окажется.
Пребывание осужденного в отряде – основной этап в процессе социально-педагогической работы с ним. В это время происходит либо психологический, нравственный «перелом» во внутреннем мире осужденного, либо продолжает развиваться и закрепляться в неблагоприятной педагогической среде мест лишения свободы отрицательный, криминальный опыт поведения.
Рынок труда и занятость населения в Марий Эл
Положительная динамика макроэкономических показателей, а также реализация мер, проводимых в сфере социально-трудовых отношений, способствуют стабилизации ситуации на рынке труда и занятости населения республики.
Численность трудовых ресу ...
Функциональный анализ конфликта в практике социальной работы
Конфликтологический анализ проблематики социальной работы является актуальным и чрезвычайно важным. Специалист по социальной работе, в силу специфики своей деятельности по оказанию помощи клиенту, чаще всего выступает в роли участника или ...
Безработные как объект социальной работы. Социально-правовой
статус безработных граждан в РФ
Правовой статус безработного, также как и правовой статус гражданина, включает основные права и обязанности, которыми наделяет государство лицо, потерявшее работу.
Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы ...