Мотивация террораСтраница 3
Сегодня образование является стратегическим государственным ресурсом, с помощью которого можно обеспечить не только кадровый, но и социальный потенциал роста конкурентоспособности страны. Президентские инициативы в области высшего образования направлены на решение задач его доступности, качественности и эффективности. В современной ситуации необходимо более четко ставить вопросы организации культурно-воспитательной деятельности в вузах. Это связано с тем, что все основные требования времени приобрели общую направленность: успешно организовать свою собственную жизнь, жизнь сообщества и страны в целом может лишь социально созидающая, социально ответственная личность. Поэтому очень важно не только то, каких специалистов, но и то, каких людей выпускает современный вуз. Ценой вопроса о человеческом капитале как основном стратегическом государственном ресурсе становится "социальное качество" подрастающего поколения, его готовность к созидательному производительному труду, созиданию как способу жизнедеятельности. Эффективно решать задачу воспитания современной студенческой молодежи можно, если четко обозначить ее цель и результат. Для того, чтобы реалистически оценивать результат и управлять его достижением, мы должны отвечать на вопрос: как, насколько и каким образом современный молодой человек адаптирован к реальности современной жизнедеятельности как профессионал, как личность и как гражданин. Не менее важно и то, насколько здорова современная студенческая молодежь, насколько у студенчества сформирована культура здорового образа жизни. В силу ряда обстоятельств и условий трансформационного периода в развитии России во взглядах молодежи сегодня весьма высока ориентация на реальность повседневности и прагматизм как жизненные ценности.
В связи с этим у части молодежи доминирует личностная стратегия эгоцентрической, потребительской жизнедеятельности. Хорошо это или плохо? Современный молодой человек стремится жить современно и качественно. Это хорошо. Но возникает целый ряд вопросов: что значит хорошо жить, кто и как должен сделать это хорошо, за счет чего хорошо жить и кому хорошо жить? Типичным и опасным проявлением утилитарного подхода к решению этих вопросов является формирование личности иждивенца, крайний вариант - агрессивного потребителя. У молодых людей формируется стереотип долженствования со стороны государственных структур, власти, семьи, коллектива и т.д. по отношению к ним. Вопрос о приложении самим молодым человеком усилий для того, чтобы выстроить эту успешную жизнь - свою, своей семьи, своих детей, своей страны - при этом не возникает. Как и вопрос о том, на основе каких моральных и этических принципов достигается этот успех?
И здесь формируется целая идеология иждивенчества и потребительства как системы жизненных ценностей, то есть формируется психология поведения по принципу: мне все и всё должны - государство, общество, родители и т.д. А что должна сама личность? Опасность в том, что при таком подходе молодые люди хотят пожизненного попечительского отношения к себе со стороны всех: создайте условия, тогда…, а если нам понравится, тогда. В результате утрачиваются нравственные и социальные ориентиры организации жизнедеятельности. Личность, не обладающая компетенциями созидательного культуротворчества и социального взаимодействия в единстве прав и обязанностей, как правило, заражается вирусом прогрессирующего потребительства, требуя благ, не соотносимых с вкладом в их производство. Такая личность неспособна включиться в систему общих социальных интересов, социального взаимодействия на уровнях личность-общество, личность-государство, личность-семья. Такой человек неспособен к социальному созиданию. Его интересы смещены в сторону потребления и развлечений. В современных условиях система образования и воспитания во многом стимулирует процесс потребления культуры. Мы научились молодежь развлекать. Развита индустрия удовольствий и развлечений. Молодые люди еще не напрягались, а им уже предлагают расслабиться. А ведь в основе нормальной жизнедеятельности должно быть развитие у личности ответственности за свое дело, за свою семью, за свое местное сообщество, за свою страну, наконец. Чувство ответственности тесно связано с чувством собственного достоинства.
Начальный этап развития социологической мысли
Античность. Первое представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершалис ...
Социальное исследование и его этапы. Основные методы сбора социальной информации
Социологическое исследование - это способ получения знаний о социальном мире, основанный на строгом сборе фактов и их логическом объяснении. Оно состоит в систематизированном ряде г шагов, направленных на обеспечение максимальной объектив ...
Антиструктуралистская тенденция в антропологии и
критика проблемы власти
Антиструктуралистская тенденция в антропологии связана с попытками рассказать культурную историю «снизу», дав слово ее ранее «немым» (для западного общества) участникам. Обретя голос, они порождают текст, и мир как текст становится основн ...