SociologyBest

Основы социологии

Расцвет русской благотворительности
Страница 1

Материалы » Архаическая благотворительность и ее особенности » Расцвет русской благотворительности

С восхождением на престол Екатерины II начинается вторая попытка на протяжении XVIII века изменить социально-экономическую структуру страны. При преемниках Петра Великого и до издания учреждения о губерниях (1775) заведывание призрением лежало на Правительствующем Сенате, без определения которого никто не мог быть помещен в богадельню. До этого же времени в области призрения правительство придерживалось предначертаний Петра I. Екатерина II первые годы своего царствования тоже следовала им, значительно смягчив, однако, карательную систему его по отношению к нищим.

Во время царствования Екатерины II создаются новые органы управления общественным призрением, двухуровневая система социальной помощи нуждающимся - приказы общественного призрения и местные органы попечительства сословного характера (дворянская опека, сиротский суд).

Крупнейшим делом периода царствования Екатерины II было учреждение двух больших заведений для призрения незаконнорожденных детей. Вопрос о них был серьезно разработан под руководством известного филантропа И.И. Бецкого и получил практическое осуществление с основанием в 1763 году в Москве Воспитательного дома, а в 1770 году - и в Петербурге. Устройством этих двух домов было положено прочное начало призрения незаконнорожденных детей если не во всей Империи, то в ближайших к столицам губерниях.

Более самостоятельным характером отличается крупнейшая организационная мера Екатерины II, заключающаяся в создании целой сети специальных учреждений под названием «Приказов общественного призрения», открытых в сорока губерниях на основании «учреждения о губерниях» 1775 года. По этому закону, «приказу общественного призрения поручается попечение и надзирание о установлении и прочном основании:

1) народных школ;

2) установление и надзирание сиротских домов для призрения и воспитания сирот мужского и женского пола, оставшихся после смерти родителей без пропитания;

3) установление и надзирание госпиталей, или больниц для излечения больных;

4) установление и надзирание богаделен для мужского и женского пола, убогих, увечных и престарелых, кои пропитания не имеют;

5) установление и надзирание особого дома для неизлечимо больных, кои пропитания не имеют;

6) установление и надзирание дома для сумасшедших;

7) установление и надзирание работных домов для обоего пола;

8) установление и надзирание смирительных домов для обоего же пола людей. <…>

Таким образом, законодательным актом от 7 ноября 1775 года, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской Империи», была заложена государственная система общественного призрения, процветавшая долго и сохранившаяся в общих чертах до наших дней. Законодательство Екатерины II решительным образом поворачивало дело призрения от земского общественного принципа, где помощь бедным оказывали земские люди на общественные средства, в сторону централизации на государственной бюрократической основе, где призрением сирых и убогих занимались чиновники полиции и приказов.

В 1785 году создаются городские участковые попечительства, в ведение которых передаются благотворительные учреждения. Таким образом, к решению социальных задач привлекаются широкие слои населения, которые получают доступ как к процессу принятия решения, так и к процессу реализации благотворительных функций.

Екатерина II положила начало созданию в России благотворительных обществ, которые впоследствии стали институционной основой современного некоммерческого сектора. Филантропическая и просветительская деятельность, развитая Екатериной II, продолжилась и после ее смерти.

Страницы: 1 2


Функции семьи
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это: - воспитательная – социализация молодого поколения; - хозяйст ...

Концепция «обмена женщинами» Гейл Рубин
Работа Гейл Рубин «Обмен женщинами» стала одним из «сакральных» текстов феминизма, соединившим психоанализ с антропологией в трактовке сексуальности как культурно конструируемой категории, лежащей в основе неравенства. Определяя, вслед за ...

Историческое значение марксовой теории[11]
Согласно точке зрения Маркса, формации — это «ступени» развития общества, от наименее прогрессивной — к наиболее прогрессивной. Выяснив, к какой формации относится то или иное общество, социолог получает возможность определить его историч ...