Оценка отношения к процессу интеграции и важности включения в этот процесс.
Характерно, что по мнениям, представленным в периодической печати, создается впечатление о резко отрицательном отношении к Болонским преобразованиям и опыте внедрения отдельных элементов положений декларации. Однако проведенный опрос не подтверждает этого впечатления. Среди преподавателей 40% относятся к процессу в целом положительно: 30% респондентов считают, что Россия получит больше преимуществ, чем негативных последствий от интеграции и 10% ответивших преподавателей относятся к Болонскому процессу положительно. Результаты представлены диаграммой на рис. 1. Примечательно, что 47% респондентов-преподавателей выразили отрицательное отношение: 17% абсолютно уверены в своем отрицательном отношении и 39% – "считают, что негативные последствия больше, чем возможные преимущества от интеграции России в европейское образовательное пространство".
Рассматривая результаты опроса администраторов, можно констатировать, что руководство вузов более оптимистично относится к интеграции. В этой группе респондентов положительное отношение к грядущим переменам выразили 52%; 41% считает, что Россия получит больше преимуществ, чем негативных последствий от интеграции. 46% относятся отрицательно; 39% полагают, что негативных последствий больше, чем возможных преимуществ от интеграции России в европейское образовательное пространство. Обращает на себя внимание совпадение доли "ожидания негативных последствий" среди респондентов обеих групп – преподавателей и администраторов. Можно сказать, что почти 40 % представителей академической среды вузов (из числа опрошенных) не ожидают положительных результатов от присоединения России к Болонскому соглашению.
При ответе на данный вопрос "Оцените по 5-балльной шкале степень важности для Вашего вуза участия в Болонском процессе для повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда?" – респонденты продемонстрировали уверенность, что участие в целом повысит конкурентоспособность вуза на рынке образовательных услуг и конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Средние баллы оценки преподавателями и администраторами болонских инноваций для усиления конкурентоспособности вуза для различных территориальных единиц: города, области, региона, Российской Федерации, Европы, других регионов мира – наиболее высоки при оценке перспектив развития в РФ и Европе.
Социальные движения и их типы
Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют ...
Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направлен ...
Общественное мнение как социальный институт гражданского общества.
Общественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть просто сумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругу семьи или друзей. Общественное мнение - это такое состояние общественного сознания, ...