SociologyBest

Основы социологии

Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. .Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
Страница 3

Материалы » Проблемы адаптации детей-инвалидов » Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. .Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики

Нет механизма, обеспечивающего занятость для работников с детьми-инвалидами; отсутствуют специальные программы, предусматривающие переквалификацию родителей детей-инвалидов, позволяющие использовать надомный труд, оказывать помощь в получении оплачиваемой занятости на условиях совмещения ее с уходом за ребенком; отсутствуют меры, облегчающие матерям возвращение на рынок труда в случае появления такой возможности.

Льготы, которыми пользуется семья с ребенком-инвалидом реально, следующие: по оплате лекарств, по проезду в общественном транспорте, по оплате коммунальных услуг, по проезду в железнодорожном транспорте до места лечения.

Семьи, воспитывающие детей-инвалидов в домашних условиях, «получают социальную пенсию, размер которой не достигает прожиточного минимума на ребенка: в начале 2004 г. эта величина не превышала 57%. У детей-инвалидов не определяется группа инвалидности, поэтому величина социальной пенсии не дифференцируется в зависимости от тяжести имеющихся у них ограничений жизнедеятельности»[18]. Неработающие родители, осуществляющие уход, получают компенсационную выплату, размер которой не зависит от тяжести заболевания детей и составляет 60% от минимальной заработной платы.

В наиболее тяжелом положении находятся неполные семьи. «На момент обследования в полных семьях среднедушевой доход составлял 79% от величины прожиточного минимума; в неполных семьях, образованных в результате развода родителей – 61,6%, в неполных семьях матерей-одиночек – 46%. Согласно субъективной оценке, 41% родителей из полных, 76% родителей в разводе и 66,7% матерей-одиночек не имеют достаточных средств на покупку продуктов питания. По данным исследования, 44% семей оплачивают лечение детей, при этом почти половина из них отказывают себе в питании, а остальные либо балансируют на грани бедности, либо имеют трудности по другим статьям семейных расходов. Только 1,2% семей могут позволить себе платное лечение ребенка и одновременно удовлетворение основных семейных потребностей»[19].

Сложившаяся ситуация требует введения специальных мер социальной защиты семей с детьми-инвалидами. В качестве подходов к их разработке могли бы стать предложения, предусматривающие сохранение экономической активности родителей, обеспечивающие их успешную социально-экономическую адаптацию. Механизм поддержки занятости может включать:

- разработку законодательных актов, предусматривающих экономические стимулы и льготы, направленные на повышение заинтересованности работодателей в приеме на работу граждан с семейными обязанностями, в том числе на условиях неполного рабочего времени, по гибкому графику или на дому;

- введение государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о правах работающих родителей детей-инвалидов и системы санкций за его нарушение;

- разработку программ переквалификации и переобучения работников, имеющих детей-инвалидов;

- создание рабочих мест для родителей, нуждающихся в надомном труде, через механизм квотирования;

- разработка целевых программ занятости для работников, имеющих детей-инвалидов;

- повышение эффективности деятельности службы занятости в отношении родителей детей-инвалидов, использование новых компьютерных технологий для надомных видов занятости.

Занятость родителей, возможность обеспечения далеко не единственная проблема в таких семьях. Специфической проблемой является стресс, который получает семья в связи с ребенком-инвалидом, это делает ее особенно уязвимой. Родители в подобных семьях дополнительно испытывают на себе воздействие ряда негативных факторов, служащих стрессорами неожиданного и хронического характера. Нетипичный ребенок в семье, ребенок с особыми потребностями рассматривается как источник постоянного срессогенного положения. Поэтому семье постоянно нужна помощь еще и в этом направлении. Центры социальной помощи семье и детям стали брать на себя функции оказания социально-психологической помощи. Привлечение родителей к участию в социально-педагогической работе со своим ребенком, превращение их в соучастников реабилитационного процесса – это важнейшая задача, стоящая перед органами социальной защиты. Например, опыт отделения социальной реабилитации детей-инвалидов центра социальной помощи семье и детям "Благополучие" Северо-западного административного округа г. Москвы, врач-педиатр Ф.С. Возжаева выражает так: «Реабилитация не только ребенка, но и членов семьи, в которой находится ребенок с умственными или физическими недостатками, заключается в том, чтобы помочь им выйти из состояния хронического психологического стресса. Поэтому в отделении работают семейные клубы, где реализуют свои творческие способности дети и родители, устраиваются праздники ("Здоровье в песнях сказках и стихах", "Моя мама " и др.), на которых семьи могут получить угощенье, а ребенок на память - сувенир.

Страницы: 1 2 3 4


Сущность социальной мобильности
Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен ...

Социально-технологические методы.
Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры обладают относительной самостоятельностью, но они в первую очередь зависят от той научной школы, в рамках которой они были созданы. Психология предоставляет большие ...

Социальные движения и их типы
Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют ...