SociologyBest

Основы социологии

Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. .Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики
Страница 2

Материалы » Проблемы адаптации детей-инвалидов » Подготовка ребенка-инвалида к самостоятельной трудовой жизни. .Семья как основной фактор адаптации детей-инвалидов в условиях рыночной экономики

При учете затрат времени по уходу за ребенком-инвалидом, обнаружилось, что матери тратят на это до 10 часов в день, отцы до 4 часов. Следует особо отметить, что в семье, где есть ребенок-инвалид в процесс ухода, реабилитации и адаптации втянуты все члены семьи. Ограниченность возможностей ребенка – это беда всей семьи. В воспитании ребенка принимают участие бабушки и дедушки, братья и сестры, а также все родственники, проживающие вместе с семьей.

Детям-инвалидам, обучающимся в общеобразовательных школах, сложнее, чем их ровесникам усвоить программу обучения в силу ограниченных возможностей здоровья, частых перерывов по болезни. Как показывают данные исследования, они часто пропускают занятия и ходят в школу нерегулярно. На массовые школы приходится 55% детей, требующих посторонней помощи и ухода по медицинским показаниям, тем более, это касается детей, обучающихся «надомно». Основная нагрузка по уходу за детьми-инвалидами школьного возраста ложится на плечи родителей, а не специальных учреждений.

Социально-бытовой патронаж не имеет широкого развития. Во-первых, бесплатные услуги предоставляются только бедным семьям, имеющим среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Во-вторых, только тем инвалидам, чьи родственники не могут обеспечить им помощь и уход по объективным причинам. Практика социального обслуживания исключает детей-инвалидов, нуждающихся в помощи по уходу и имеющих работоспособных родителей.

Можно выделить три основных типа социально-экономической адаптации родителей на рынке труда после появления в семьях проблем, связанных с инвалидностью детей.

Первый тип включает экономически активных родителей, которым удалось сохранить рабочее место после того, как ребенок стал (или родился) инвалидом. По данным Е.В.Кулагиной, таковых всего треть матерей (34%) и почти две трети отцов (67,9%).

Второй тип включает экономически активных родителей, поменявших место работы, чтобы решать проблемы ухода за детьми-инвалидами. Эту стратегию реализовали 14% матерей и 21,5% отцов. Смена занятости как стратегия социально-экономической адаптации имеет разные цели для матерей и отцов. Для матерей она предполагает переход на свободный режим работы, даже если это малоквалифицированный и низкооплачиваемый труд. Согласно данным интервью, женщины, независимо от уровня образования, вынуждены работать уборщицами и дворниками. Для мужчин изменение занятости мотивируется получением более высокой заработной платы, однако, также не исключается малоквалифицированный труд с потерей профессионального статуса.

Третий тип включает экономически неактивных родителей. В данном случае родители (41% матерей и 2,9% отцов) прервали занятость для ухода за детьми-инвалидами.

Социально-экономическая адаптация женщин – матерей детей-инвалидов находится на низком уровне. Это свидетельствует о необходимости проведения специальной политики занятости в отношении родителей детей-инвалидов, обеспечения равных возможностей по отношению к работникам с семейными обязанностями в целом. Обычно, матери прерывают занятость, потому, что не смогли использовать льготы по облегчению занятости, установленные Трудовым Кодексом РФ. Права, закрепленные за трудящимися родителями детей-инвалидов, используют лишь около 15% работников. Ограничения по предоставлению работнику трудовых льгот (неполный рабочий день с сохранением рабочего места, гибкий режим работы, частое использование больничного листа по уходу или отпуска без сохранения заработной платы) неизменно возникают, если эти меры осложняют производственный процесс и ведут к потере прибыли предприятия.

Страницы: 1 2 3 4


Социальные движения и их типы
Общественные движения (часто используется словосочетание социальные движения) — тип коллективных действий или объединений, внимание которых сосредоточено на конкретных политических или социальных проблемах. Общественным движением называют ...

Основные черты девиантного поведения детей. Понятие детской преступности
Под девиантным (лат. Deviatio – уклонение) поведением понимаются: 1) поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам); 2) социальное явлени ...

Приложение В
Анкета исследования Уважаемый респондент! Студенты социологического факультета Самарского Государственного университета проводят исследование, направленное на изучение политических установок среди современной российской молодежи. Для п ...