SociologyBest

Основы социологии

Приложение 1

Программа конкретного социологического исследования на тему:

«Оценки выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск)».

Методологическая часть

Проблема исследования

: Роль профессиональной реализации в структуре мотивов, обусловивших приезд выпускников вузов в закрытое административно-территориальное образование (на примере города Снежногорск).

Перед выпускниками вузов, приехавшими в ЗАТО после получения высшего образования, встает проблема самореализации, в том числе профессиональной. При оценке возможностей самореализации в ЗАТО и определении своих планов на будущее выпускники вузов опираются на систему представлений и восприятия, сформировавшуюся на основании прошлого жизненного опыта. У них формируются определенные ожидания будущего и ориентации на самореализацию в пространстве ЗАТО (в данном случае г. Снежногорск) или в других городах и регионах.

Таким образом, необходимо подвергнуть социологическому осмыслению исследование оценок выпускников вузов возможностей профессиональной реализации, в том числе профессиональной, в ЗАТО, мотивов приезда в ЗАТО после получения высшего образования, в том числе роль профессиональной реализации в структуре мотивов, а также изучение дальнейших ожиданий в отношении самореализации. Представляется важным также выяснить, какими капиталами обладают выпускники вузов, проживающие в ЗАТО, и элементы каких жизненных стратегий они демонстрируют.

Цель исследования:

Определить оценки выпускников вузов ресурсов профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования.

Задачи исследования.

1. Выяснить, какими капиталами выпускники вузов обладают на данный момент.

2. Выяснить, какими мотивами руководствуются выпускники вузов, приезжая в ЗАТО.

3. Выяснить, какое место среди мотивов, которыми руководствуются выпускники вузов, приезжая в ЗАТО, занимает профессиональная реализация.

4. Выяснить, какие ожидания формируются у выпускников вузов в результате проживания в ЗАТО.

5. Выяснить, элементы, каких жизненных стратегий демонстрируют выпускники вузов проживающие в ЗАТО.

Объект исследования:

Лица в возрасте от 22 до 30 лет, имеющие высшее образование, занятые в сфере труда и проживающие в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорска).

Предмет:

Мнения о возможностях профессиональной реализации выпускников вузов в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере г. Снежногорск).

Гипотезы исследования:

Существует зависимость между оценками выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования и структуры капитала выпускников вузов.

Гипотезы следствия:

1. Большинство выпускников вузов обладают такими капиталами как высшее образование, стремление профессионально реализоваться.

2. Большинство выпускников вузов, вернувшись после получения высшего образования в ЗАТО, не руководствовались мотивами самореализации, т.е. получения работы по специальности и получения/ покупки квартиры.

3. В структуре мотивов приезда в ЗАТО у большинства выпускников вузов доминируют такие мотивы как наличие работы, не желание оставлять родителей одних или возвращение вместе с ними.

4. Большинство выпускников вузов не связывают ожидания своей дальнейшей самореализации с жизнью в ЗАТО по причинам низких заработков, жилищных проблем и больших возможностей трудоустройства в другом городе, при этом планируют уехать в другие более крупные города на постоянное место жительства.

5. Большинство выпускников вузов демонстрируют элементы жизненных стратегий благополучия и успеха, т.е. ориентацию на материальные ценности и ценность карьерного роста в процессе самореализации.

Контргипотеза:

Существует зависимость между оценками выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск) и ожиданиями выпускников вузов.

Интерпретация и операционализация основных понятий.

Капиталы – те объективные параметры, которые есть у человека (образование, запас знаний, опыт работы и т.д.) и субъективные устремления относительно самореализации.

Капиталы выпускников вузов

А. Наличие высшего образования

Б. Наличие работы

Жизненные стратегии – система ценностей человека относительно различных сфер жизни. В данном случае рассматриваются жизненные стратегии благополучия (преобладание материальных ценностей в представлениях о самореализации), успеха (преобладание ценностей профессионального и духовного роста, достижения более высоких результатов) и стратегия самореализации.

Страницы: 1 2 3 4 5


Механизмы взаимодействия образования и рынка труда
Для России ныне характерен глубокий и растущий разрыв между интересами образовательных институтов как таковых и требованиями к системе образования со стороны потребителей ее услуг: обучающихся, их семей, работодателей, государства. Образо ...

Стили граффити.
Баббл крупные округлые, как бы пузырчатые буквы, которые сливаются друг с другом. Один из самых популярных стилей у новичков. Вайлд спутанные, нечитабельные буквы, понятные только самому райтеру. Одним словом, авторский шрифт со сложным ...

Развитие идей семейного детского дома. Форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Большинство детей, оставшихся без попечения родителей, передается под опеку (попечительство) и на усыновление, около 30% от их числа устраиваются в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты и другие учебно-воспитательные учреждения. Нес ...