Гендерная философия и феминизм сегодня
Проблема женского как философская проблема сегодня ставится как в рамках традиционных разновидностей феминизма, так и на основе так называемого гендерного подхода к проблемам пола, определяющего все различия социально сконструированными, в том числе и то, что в классической философии считалось сущностно определяющим по отношению к индивиду, атрибутивным признаком человеческого существования – пол. Вполне закономерно, что такой подход в корне меняет понимание этой проблемы и способствует появлению принципиально новых концепций человеческой субъективности, способов ее презентации и определения. Гендерная философия конца ХХ века и новейшие направления феминистской теории появились на волне мощного, прежде всего политического, движения женщин за свои права. В это же время появилось новое движение, противоположное феминизму:
Центром развития феминистских идей становятся так называемые «кружки по повышению самосознания», в которых на основе психоаналитической традиции опоры на личный опыт и частные истории (так называемые case study), переосмысливаются стереотипы восприятия и оценки различных ситуаций. В том числе и из практики этих кружков вырастают специальные образовательные программы для женщин и, наконец, обязательная в США для всех социальных профилей дисциплина о женщинах (womenstudies), а уже позже – с 90-х годов – во многом оппозиционная ей учебная и исследовательская дисциплина – гендерные исследования (genderstudies), уже вышедшая из непосредственного влияния феминисток.
В этом смысле показателен центральный термин – «гендер» – он фиксирует одновременно новый предмет исследования – отношения полов в конкретном социально-историческом ситуационном контексте – и новый подход к этому предмету – стремление «снять» иерархичность этих отношений.
Философия гендера оказывается не только философией пола, но и современной философской постановкой вопросов о власти, субъективности, соотношении духовного и телесного, специфике современного научного знания. Специфика философии гендера, отличающая ее от других исследовательских полей, – в том, что она, традиционно претендуя на функцию метанауки, методологической базы гендерных исследований в целом, отказывается от проскрипционного характера реализации этой функции: философия гендера на деле пытается реализовать новейшие принципы поливариативности и антитетичности философского мышления.
Таким образом, это своеобразное теоретическое смещение акцентов в политическом движении феминизма совпало с логикой развития философской проблематики в 60-е годы XX века. Сегодня, несмотря на содержательное разнообразие гендерных теорий и концепций, можно сказать, что все они пытаются дать аналитическое исследование субъективности. Некоторые из них не теряют при этом исходной связи с феминистской проблематикой, другие в большей мере ориентированы на тенденции новейшей философии.
Возникновение и развитие социологии
В некоторых исследованиях идеи науки об обществе пытаются обнаружить еще раньше, начиная с Конфуция, индийских, ассирийских и древнеегипетских мыслителей и даже в мифологии.
Однако все социальные идеи, высказанные и сформулированные до X ...
Роль структуры самоуправления в самоорганизации общества
Эффективное управление социальными системами позволяет не только строить, конструировать и перестраивать общество, а инициировать социальные процессы, выводить социальные подсистемы на собственные пути социального развития.
Для недеформи ...
Социальные концепции социального прогресса
От критериев и целей прогресса вернемся к его общей характеристике. Для настоящего времени, как и для прошлых эпох, важное значение имеют диссонансы и противоречия прогресса. Э. Фромм отмечал один из противоречивых моментов социального пр ...