SociologyBest

Основы социологии

Социальные субъекты политической власти
Страница 1

Материалы » Власть как социальный институт » Социальные субъекты политической власти

Когда мы говорим о субъектах политической власти, мы имеем в виду тех, кто непосредственно и самостоятельно участвует в политической жизни общества и в той или иной мере влияет на нее. Субъект власти - это её непосредственный носитель. Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств:

1. Желание властвовать, воля к власти.

2. Должен быть компетентным, т.е. знать суть дела, состояние и настроение подчинённых, уметь использовать ресурсы.

3. Обладать авторитетом.[1]

Под субъектами (акторами) политики можно понимать всех тех, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством, независимо от степени влияния на принимаемые им решения и характер реализации государственной политики.[2]

Субъекты политической власти неравнозначны и выполняют неодинаковые функции. Потому субъекты делятся на первичные и вторичные. Первичные субъекты генерируют политическую власть. Ими являются индивиды и различные общности людей. Вторичные субъекты - это специально созданный механизм, который передаёт и реализует политическую власть. Основой такого механизма являются государственные, партийные и иные структуры, которые входят как элементы в политическую систему общества.

Как известно, в политике действует множество всевозможных субъектов:

· Социальные общности (народ, нации, классы, социальные группы и слои);

• Государство;

• Политические партии и организации;

• Правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);

• Групповое и индивидуальное лидерство;

• Личная власть;

• Отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов;

• Толпа (охлократия).[3]

Каждый из действующих субъектов способен применять специфические способы и методы воздействия на центры принятия политических решений, а, следовательно, обладает и собственными возможностями влияния на власть и относительно самостоятельной ролью в формировании и развитии самых разных политических процессов. Однако к основным можно отнести лишь субъекты трех типов: индивидуального, группового и институционального.

Субъекты всех трех типов внутренне структурированы, их содержание отличается большим разнообразием. Так, к группам относятся различные общности и коллективы (от неформальных до официальных, от временных до устойчивых, от локальных до транснациональных объединений). Институты также включают в себя целый круг организаций, выполняющих представительские и исполнительские функции в политической системе. К числу индивидуальных субъектов некоторые ученые, например, Д. Розенау, причисляют три вида акторов: рядового гражданина, чье участие в политике обусловлено групповыми интересами; профессионального деятеля, выполняющего в государстве функции управления и контроля, а также частного индивида, действующего независимо от групповых целей и не выполняющего при этом каких-либо профессиональных обязанностей.

Политическая элита – это группа лиц, профессионально занимающаяся деятельностью в сфере власти и управления государством (партиями, другими политическими институтами). На государственном уровне она концентрирует в своих руках высшие властные и управленческие прерогативы в обществе, предопределяя за счет этого пути и формы его политического развития. В этом смысле у большинства населения власть, понимаемая как процесс реального управления и распоряжения общественными ресурсами, по сути дела отсутствует.

Страницы: 1 2


Обязанности мужа
Мужья должны смотреть на библейский образец и стараться понять значение символа, представленного церковью в Ефесе, чтобы понять отношение Христа к Церкви. Муж должен быть опорой для своей семьи. Будет ли он пребывать в своем благородном. ...

Историческое развитие теорий влияния средств массовой информации и их значение в современном обществе
Влияние средств массовой информации на общественное мнение начало интересовать ученых с 20-х годов прошлого века. Первыми теориями, которые задавали вопросы о том, как повлиять и убедить тысячи или миллионы людей принять серьезные решения ...

Заключение.
Реформирование здравоохранения должно рассматриваться в общем контексте социально-экономических и политических преобразований в стране. Экономический спад и политическая нестабильность были не лучшим временем для преобразований. Проводимы ...