SociologyBest

Основы социологии

Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России
Страница 2

Материалы » Опыт подготовки специалистов по социальной работе в России » Анализ системы подготовки специалистов по социальной работе в России

Для лицензирования учреждений, проводящих профессиональную переподготовку специалистов по социальной работе, включая научно-исследовательские учреждения, необходимо:

наличие программ и тематических учебных планов, разработанных в соответствии с основными требованиями дополнительной подготовки специалиста по социальной работе. Наличие квалифицированных педагогических и научных кадров в области социальной работы (специалистов по социальной работе по базовому образованию). Наличие условий для проведения учебного процесса в соответствии с современными требованиями к его организации и возможностям проведения подготовки на собственных и иных (по договорам) клинических базах. Собственные возможности учреждения в целом должны обеспечить не менее 70 процентов программы обучения по социальной работе.

На протяжении всего процесса обучения специалистов по социальной работе решается комплекс задач не только по овладению теоретическими знаниями, но, прежде всего - приобретению практических навыков и умений, развитию ряда личностных качеств обучающегося, существенных для эффективной деятельности (психическая устойчивость, общественная сознательность, высокая социальная мотивация). [1]

Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. [12]

Исследование, проведенное группой совета учебно-методического объединения вузов в области социальной работы, показало, что к подготовке социальных работников проявляют все больший интерес не только многопрофильные образовательные учреждения университетского типа, но и многие ведомственные вузы различных министерств.

В целом по стране можно выделить несколько уровней подготовки кадров.

1. Курсовая или допрофессиональная подготовка на курсах, в школах, лицеях. Выпускники со средним образованием пополняют ряды социальных работников отделений по обслуживанию больных, престарелых, одиноких. Им предоставляется также право поступить в средние специальные учебные заведения или соответствующие вузы.

2. Обучение в средних специальных учебных заведениях. После их окончания можно работать бригадирами отделений по обслуживанию больных, одиноких, престарелых, социальными педагогами и т.д.

3. Обучение в университетах, академиях, отраслевых вузах (педагогических, медицинских и др.) на дневных, вечерних и заочных отделениях (срок обучения от 3 до 6 лет), на спецфакультетах (имеющие высшее образование обучаются 1-3 года).

Что касается высшего профессионального образования, то здесь также выделяются три ступени: подготовка бакалавров (4 года), специалистов (5 лет) и магистров (6 лет). Последние после получения диплома имеют право вести учебно-педагогическую и научно-исследовательскую работу. [13]

Специализация выпускников, как правило, учитывает профильную направленность высших учебных заведений. Большая часть вузов готовит специалистов-организаторов, управленцев социальной работы с населением, некоторые вузы - специалистов службы занятости, по работе с семьей, молодежью, детьми, пожилыми людьми, в трудовых коллективах и т.д. Ряд вузов готовит специалистов в области медико-социальной помощи населению. При подготовке специалистов учитывается конкретный вид деятельности, которым будет заниматься специалист по социальной работе, а также конкретные учреждения социального обслуживания или органы управления отраслей социальной сферы, в которые он может трудоустроиться. В настоящее время в вузах введено значительное число разнообразных специализаций (Таблица 2.2).

Таблица 2.2.

Специализации

Квалификация и трудоустройство

"Организация социальной защиты населения"

подготовка по этой специализации предполагает будущее трудоустройство в органах управления системы социальной защиты населения; присваивается квалификация "организатор социальной защиты населения"

"Социально-экономическая поддержка населения"

целесообразно ориентировать на работу в отделениях социально-экономической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, комплексных центрах социального обслуживания населения; присваивается квалификация "экономист социальной службы"

"Социально-правовая поддержка населения"

ориентация на трудоустройство в службах срочной социальной помощи, центров социального обслуживания; социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних; в отделениях социально-правовой помощи; присваивается квалификация "юрист социальной службы"

"Медико-социальная работа с населением"

возможное трудоустройство - в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям; присваивается квалификация "медико-социальный работник"

"Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями"

работа в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация "специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями"

"Социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями"

будущее место работы - в отделениях медико-социальной помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям, центрах реабилитации взрослых граждан с ограниченными возможностями; присваивается квалификация "специалист по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями"

"Трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями"

выпускники должны ориентироваться на работу в тех же учреждениях, что и получившие две предыдущие специализации, а также в домах-интернатах, в том числе детских, где проживают инвалиды; присваивается квалификация "трудотерапевт"

"Психосоциальная работа с населением"

рабочие места получивших эту специализацию - службы срочной социальной помощи центров социального обслуживания; отделения психолого-педагогической помощи территориальных центров социальной помощи семье и детям; учреждения психологической помощи населению; реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями; присваивается квалификация "психолог социальной службы"

"Социально-педагогическая работа с семьями и детьми"

в системе учреждений социального обслуживания потребность в кадрах по этой специализации существует в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; присваивается квалификация "социальный педагог социальной службы"

"Социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением"

специалисты этого профиля необходимы для отделений профилактики безнадзорности детей и подростков территориальных центров социальной помощи семье и детям; специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (на основании социальной дезадаптации); присваивается квалификация "специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска";

"Медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания"

место работы специалистов - в домах-интернатах; присваивается квалификация "специалист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях"

"Социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий"

осуществляется подготовка к работе в домах ночного пребывания и других учреждениях для маргинальных групп населения; присваивается квалификация "специалист по социальной реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий"

"Социальная работа с людьми пожилого возраста"

потребность в кадрах по этой специальности существует в центрах социального обслуживания, отделениях социальной помощи на дому, специальных домах для одиноких престарелых; присваивается квалификация "специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста"

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


«Холодные» и «горячие» конфликты в поведенческой модели У. Марстона
Среди психологов, изучавших поведение людей в конфликтных ситуациях, можно назвать Л.Козера (концепция позитивно-функционального конфликта), Р.Дарендорфа (конфликтная модель общества), К.Боулдинга (общая теория конфликта), К.Томаса (опрос ...

Оценка информированности.
Проанализируем ответы на вопрос "Знакомы ли Вы с текстом Болонской декларации?" Среди преподавателей 82% об этом тексте слышали от коллег и читали в СМИ; 10% ничего не знали о Болонской декларации; один из опрошенных отметил, чт ...

Обязательное медицинское страхование.
В 1993 г. начался новый этап реформирования здравоохранения - введение обязательного медицинского страхования (ОМС), направленного на обеспечение конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи. За достаточно коро ...