Социально-педагогическая работа в исправительном учреждении как направление
деятельности социального работника во взаимодействии с сотрудниками колонии и
педагогическим коллективом школыСтраница 2
Этот этап работы с осужденными является наиболее продолжительным. В ходе его решаются следующие основные задачи:
- формирование установки на законопослушное поведение как в период пребывания в исправительной колонии, так и после освобождения;
- формирование осознания необходимости выполнения в обществе определенных социальных ролей, таких, как гражданин, работник, семьянин, и других;
- приобретение осужденным соответствующего уровня общего и профессионального образования и профессии.
Основное содержание работы по этим направлениям сводится к следующему:
- нравственное и правовое просвещение;
- включение осужденного в различные виды деятельности: трудовую, учебную, досуговую;
- включение осужденного в систему отношений и ответственной зависимости – участие в самодеятельных организациях, кружках и секциях по интересам, собраниях осужденных отделенческих, отрядных, колонийских и т.д.;
- обеспечение получения осужденными необходимых знаний о выполнении разнообразных социальных ролей: гражданин, работник, семьянин и других;
- вооружение осужденного методикой самоконтроля.
Основными направлениями воспитательной работы с осужденными в исправительной колонии, согласно требованиям уголовно-исполнительного законодательства, являются: нравственное, трудовое, правовое и физическое, хотя работа может проводиться и по другим направлениям с учетом сложившихся традиций и возможностей учреждения. Выделенные направления работы являются ведущими. К методам социально-педагогического воздействия на осужденных принято относить: убеждение, приучение, поощрение, принуждение, пример, доверие. Все они реализуются с помощью разнообразных форм и приемов работы. Направления воспитательной работы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
При проведении воспитательной работы с осужденными учитываются их ценностные ориентации. Сами осужденные отдают приоритет семейному благополучию, наличию настоящих друзей, интересной работе, и все они ориентированы на период после освобождения. Более половины опрошенных осужденных считают отрыв от семьи самым тяжким ограничением в колонии. Сотрудники используют этот фактор и организовывают работу таким образом, чтобы глубже затронуть нравственную, эмоциональную сферу осужденного. Многие начинают осознавать, сколь много значит для них семья, только попав в колонию. В это время у них происходит переоценка своего отношения к родителям, близким родственникам. Поэтому активно привлекаются к работе с осужденными родители, способные оказать них благотворное влияние: организовываются родительские комитеты; мероприятия содействия переписке с родителями; привлечение родителей к участию в кружковой и секционной работе и т.д. При этом особое внимание обращается на осужденных, у которых нет родителей, чтобы сироты не чувствовали себя обделенными.
Правовая социально-педагогическая деятельность в условиях исправительной колонии рассматривается как одно из основных направлений работы с осужденными. Оно предусматривает ознакомление осужденных с основами права. И в этом ему может оказать определенную помощь социальный работник.
Основными задачами правовой социально-педагогической деятельности являются:
- формирование понимания осужденными сущности и цели законов государства, их принципов (гуманности, неотвратимости наказания и др.);
- формирование осознания ими справедливости наказания за совершенное преступление;
- изучение прав и обязанностей осужденных, осознание необходимости соблюдения режимных требований;
- воспитание привычки правопослушного поведения, сознания ответственности за свои поступки.
Физическая социально-педагогическая деятельность с осужденными в исправительной колонии имеет своей целью физическое развитие и снятие психологической усталости от ограниченного пространства, малоподвижного образа жизни. Кроме того, оно направлено на формирование навыков выполнения санитарно-гигиенических требований. При организации этой деятельности в исправительной колонии учитывается тот факт, что среди досуговых интересов осужденных спорт занимает ведущее место. Многие изъявляют желание заниматься в спортивных секциях. К занятиям физкультурой и спортом привлекаются все осужденные с учетом состояния их здоровья. При подготовке и проведении физкультурно-спортивных мероприятий администрация исправительной колонии, как правило, опирается на помощь актива из числа осужденных, привлекает представителей общественных объединений и родителей. Формами физического воспитания осужденных являются: утренняя зарядка, разнообразные спортивные соревнования (олимпиады), праздники, смотры-конкурсы, занятия в спортивных секциях. Эта система часто дополняется следующими видами деятельности:
Идеология и управление обществом
Объединяющим стержнем в духовно-нравственном воздействии и регулировании, в эффективном управлении является наличие сильных плодотворных идей. Идеи в системе духовных ценностей являются началом объединяющим, обеспечивающим целостный взгля ...
Современные демографические тенденции и проблемы западной Европы. Общие демографические проблемы, характерные для всего
Западно-Европейского региона
В конце 90-х годов двадцатого века в Западной Европе сохранялись высокие темпы роста экономики, увеличивался ВВП, годовые темпы инфляции в большинстве государств не превышали 2-3%. Уровень жизни населения за это время заметно повысился, о ...
Внутренняя миграция
Внутренние миграционные процессы были достаточно интенсивными в дореволюционный период. Их пик пришелся на столыпинский период освоения Сибири: тогда в Сибирь переселилось около 3 млн. чел., в том числе примерно половина с территории ныне ...