Воспитание и развитие детей на примере семейного
детского дома «Китеж»Страница 5
2. Компоненты развивающей среды взаимопроникают, жестко не регламентируя деятельность и отношения между педагогами и детьми.
3. Динамическое единство инноваций и традиций, что позволяет ребенку чувствовать постоянство среды, формировать устойчивые меры, ценности, с другой стороны – изменение условий существования должно создавать кризисы личностного развития, направляя его на активное освоение нового социального опыта.
4. Единство цели, взаимодействие различных компонентов развивающей среды, что предъявляет однородные требования и отношения к личности ребенка в различных условиях.
5. Побуждение ребенка к упорядочиванию отношений с развивающей средой во время работы по самостоятельному созданию правил, форм жизни, активном участии в построении самих компонентов развивающей среды.
6. Фиксация этапов взросления путем проведения инициаций, ритуалов, изменения статуса, изменения организации пространства при переходе в новую систему возрастных отношений.
7. Открытость развивающей среды для ее освоения ребенком, направленность на творение такой среды вокруг себя.
8. Богатство структурных компонентов, элементов среды, ресурсов, побуждающих к выбору собственной позиции, занятию собственной «социоэкологической ниши» (По А.К. Лукиной)[25].
9. Связь времен, преемственность поколений через разновозрастные и внутрисемейные отношения и связи, через совместную деятельность разных возрастов, уважительном отношении к прошлому, ориентацией на настоящее, создание моделей развития в будущем в виде идеалов, целей и программ.
Этапы вхождение в развивающую среду «Китежа» ребенка можно описать как процесс и результат интеграции с ней: 1 этап – адаптация ребенка предполагает усвоение им ценностей социальной общности, норм поведения, овладение значимыми средствами и формами деятельности. При этом идет деперсонализация, уподобление индивида другим членам общности. Ребенок-сирота первоначально стремится адаптироваться и соответствовать требованиям приемных родителей, педагогов, наставников (старших детей). Начинается период, который образно можно назвать «медовый месяц» для приемных родителей. 2 этап – индивидуализация и преодоление недоверия. Специфика психики ребенка, пережившего отказ от него родителя, такова, что он теряет базовое доверие к миру, т.к. его потребности в ласке, принятии, положительной оценке со стороны значимого взрослого (родителя) в раннем детстве были подвергнуты депривации. Ребенок стремиться преодолеть обостряющиеся противоречия между необходимостью «быть таким, как тебя представляют» и стремлением к максимальной персонализации. Поэтому наступает период «проверок» взрослого. Приемные родители, педагоги проверяются на отношения к различным сторонам личных проявлений ребенка: принимают ли они ребенка таким, какой он есть. На 3 этапе ребенку необходимо преодолеть противоречия между собственными потребностями, стремлением актуализировать свои особенности, отличия и потребностью общности принять, одобрить и культивировать лишь те его особенности, которые способствуют развитию личности. Этот этап приводит к интеграции личности с развивающей средой.
При успешном прохождении фазы интеграции в социальной общности у индивида формируются доверие, справедливость, требовательность к себе и другим и т. п. В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при вхождении личности в развивающую среду повторяется и воспроизводится многократно, соответственно при освоении каждого компонента развивающей среды ребенок повторяет этот путь, что позволяет ему отвечать на «вызов» среды новообразованиями своей личности, новыми структурами[26].
Стареющая личность и образ жизни. Что значит стареть?
Изучение вопросов, связанных с заключительным этапом жизнедеятельности человека, всегда было и остается актуальной задачей любого общества. Это связано с решением целого комплекса социально-экономических, медико-биологических и психологич ...
Феминизм в России: культурные аспекты. Общее и особенное в истории русского и
западного феминизма
В истории русского и западного феминизма было немало общего.
У истоков женского движения в России стояли жительницы столичных городов, представительницы обеспеченных слоев. Например, М.И.Вернадская происходила из зажиточной городской сем ...
Субкультура граффити
История граффити: от пещерных людей до хип-хопа
Многие проявления социальной активности нынешних молодых людей вызывают резкое неприятие у среднестатистического обывателя. Однако стоит ли категорически осуждать любые творческие порывы пр ...