Виды социальных потребностей человека в обществе.
Потребность, понимаемая как нужда, необходимость, относится к числу первичных экономических категорий, играющих ключевую роль в понимании движущих сил производственно-экономической деятельности. Природа социальных потребностей чрезвычайно разнообразна. С одной стороны, это ряд биологических потребностей организма человека, без удовлетворения которых не может протекать жизненный процесс. Эти потребности заложены в организме людей самой природой человека. С другой стороны, потребности, возникающие и растущие вместе с уровнем цивилизации. Их круг постоянно расширяется.
Следует различать нормативные и реальные потребности. Реальная потребность- это запрос конкретных людей или групп людей на получение определенного количества благ и услуг. К примеру, если человек желает иметь два костюма и четыре пары туфель, то это и есть его реальная потребность. Нормативная потребность представляет норму потребления, установленную на основе анализа, расчета, опыта, учета возможностей.
Великое разнообразие потребностей можно сгруппировать по видам: личные (индивидуальные), семейные, коллективные (групповые), общественные (государственные) потребности. Каждый из этих видов характеризуется наличием субъекта потребностей, людей, от которых такая потребность исходит, чьи интересы она отражает. В зависимости от сроков возникновения ( удовлетворения) различают текущие и перспективные, краткосрочные и долгосрочные потребности.
По степени важности выделяют первостепенные ( настоятельные, жизненные) и второстепенные ( побочные) потребности.
Личные потребности распространяются на питание, одежду, обувь, жилье, предметы домашнего обихода, бытовые услуги, духовные, культурные ценности, образование, охрану здоровья, труд и отдых, информацию, коммуникации, защиту прав. Семейные потребности по видам и структуре близки личным, они представляют собой совокупность потребностей членом одной семьи.
Потребности социальных групп- это общие потребности людей, объединившихся по кругу интересов. Чаще всего такие потребности людей, объединившихся по кругу интересов. Другой вид коллективных потребностей- потребности производственных коллективов. Кроме потребностей работника как человека, в коллективе возникают общие социальные потребности.
Обширный класс составляют общественные потребности, часто представленные в виде государственных, национальных, территориальных, религиозных, исторических и др.
Личностные основы индивидуального имиджа
Данный раздел работы посвящен исследованию собственно психических и социальнопсихологических аспектов бытия индивидуального имиджа, что подразумевало широкое использование идей общей и социальной психологии, антропологии и теорий онто и ф ...
Социальное самочувствие выпускников вузов в пространстве закрытого
административно-территориального образования (на примере города Снежногорск). Методологические
основы изучения социального самочувс
Приступая к эмпирическому изучению социального самочувствия и адаптации, необходимо осознать всю сложность и неординарность этих философских категорий, что предъявляет высокие требования к определению методологических оснований социолог ...
Управление развитием социальной сферы
Неэффективность, а иногда и повреждающий эффект социального управления привели к представлению о том, что попытки регулирования социальных процессов на макроуровне бессмысленны. Но социальное управление это то, без чего не может существов ...