SociologyBest

Основы социологии

Экологические движения в России
Страница 3

Материалы » Экологические движения в России

В то время в "зеленое" движение - поначалу, как тогда говорилось, "неформальное" - вливались не только бывшие активисты ДОП, но и представители гуманитарной и технической интеллигенции, выступавшие против опасных индустриальных проектов и загрязнения окружающей среды. В те годы появились многочисленные самодеятельные экологические организации (в частности, возникло несколько десятков экологических клубов); нередко происходили коллективные выступления (митинги, пикеты) против строительства или за ликвидацию каких-либо опасных для экологии индустриальных объектов. "Эти массовые коллективные действия стали тем бульоном, где знакомились активисты, появлялись лидеры, формировались идеологии разной направленности и соответствующие им группы”.

Благодаря усилиям интеллигенции в период демократизации защита окружающей среды предстала в качестве важнейшей общенациональной задачи. При этом защитникам охраны природы в перестроечные годы удавалось добиваться серьезных успехов. Так, в конце 1980-х годов "зеленым" удалось приостановить строительство второй линии Волго-Донского канала.

В конце 1988 года в результате встречи в Москве представителей различных экологических клубов возникло движение за создание политической партии, которое в 1990-м превратилось в Партию "зеленых". Изначально это движение ориентировалось на идеологические и организационные принципы Партии "зеленых" ФРГ. Основная программная цель "зеленых" ФРГ - экологическая и социальная перестройка индустриального общества. Немецкие "зеленые" выступают за реформирование индустриального общества, против использования атомной энергии; отстаивают принципы пацифизма, феминизма, права сексуальных меньшинств. Одной из ключевых концепций немецких "зеленых" является "базисная демократия". Под ней понимается прямое политическое участие граждан в процессе принятия решений. Базисно-демократическая модель общественного устройства предполагает децентрализацию власти, развитие самоуправления, более широкую автономию низовых структур.

Учредительная конференция Партии "зеленых" состоялась в Москве в марте 1990 года. В ее резолюции утверждалось: "Мы выступаем за радикальное преобразование общества на основе примата экологии, гражданского самоуправления и прямой демократии". В партии существовало несколько идеологических направлений: экосоциалистическое (анархо-коммунистическое), общинно-социалистическое (анархо-синдикалистское), либерально-экологическое. В мае 1991 года произошел раскол Партии "зеленых", вызванный как идеологическими, так и личными противоречиями. Та часть партии, которая признавала рыночные отношения (анархо-синдикалисты и демократы), провозгласила создание Российской партии "зеленых" (РПЗ), в то время как ее более левое крыло, в котором задавали тон анархо-коммунисты, образовало Лигу "зеленых" партий (ЛЗП). Программной основой ЛЗП стал Экосоциалистический манифест леворадикального теоретика В. Дамье.

Своими основными целями РПЗ провозгласила содействие созданию общества, в своем развитии ориентированного на гармонию между человеком и природой, права человека и на воспитание людей в духе человеколюбия. Российские "зеленые" выступили против авторитарных производственных отношений и господства производства над человеком, за общество, "сформированное на основе человеческой свободы, равенства и солидарности в гармонии с природой". Декларация РПЗ призывала к демонополизации, децентрализации, разукрупнению предприятий, осуществлению ряда природоохранных мер, постепенному прекращению использования атомной энергии и переходу к экологически чистым видам энергетики (солнечной, ветровой и др.). РПЗ полагала, что строительство хозяйственных объектов "может осуществляться только после независимой экспертизы и согласия местного населения, выраженного на референдуме".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Содержательная часть учения
В формационной теории К. Маркса можно выделить два составные части — статику и динамику. ...

Имидж как феномен группового поведения
Групповое поведение есть естественный и традиционный объект социологического изучения. Автор не раз убеждался, что для профессиональных социологов такой тезис не нуждается в аргументации, вне зависимости от интеллектуальной позиции в вопр ...

Обязанности мужа
Мужья должны смотреть на библейский образец и стараться понять значение символа, представленного церковью в Ефесе, чтобы понять отношение Христа к Церкви. Муж должен быть опорой для своей семьи. Будет ли он пребывать в своем благородном. ...