Классификация праваСтраница 3
Общий порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений, предусмотрен разд. I, II АПК.
Для данной категории дел следует учитывать следующие особенности: в первой инстанции коллегиально рассматриваются дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ, дела об оспаривании нормативных правовых актов. Остальные категории дел могут быть рассмотрены судьей единолично (ст. 17 АПК). Арбитражные заседатели не могут участвовать при рассмотрении данной категории дел; Высшему Арбитражному Суду РФ подсудны дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела об оспаривании (полностью или частично) ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Остальные дела административного судопроизводства подсудны арбитражным судам субъектов РФ (ст. 34); государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы вправе обратиться с иском или заявлением в арбитражный суд в защиту публичных интересов только в случаях, предусмотренных федеральным законом (ст. 53 АПК). В обращении должно быть указано, в чем заключается нарушение публичных интересов, послужившее основанием для обращения в арбитражный суд. В качестве примера процессуальных полномочий налоговых инспекций для обращения в арбитражный суд можно привести положения п. 16ч. 1 ст. 31 НК, антимонопольных органов — ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей», ст. 26 Федерального закона «О рекламе», Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг — ст. 42 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» и т. п.;
При обращении налоговыми инспекциями в арбитражный суд с иском о взыскании с организации, предпринимателя налоговых санкций необходимо соблюдение досудебного порядка, который отмечается в предложении (зафиксированном в решении о налоговой ответственности, требовании или иным образом) довольно уплатить сумму налоговой санкции (ст. 104 НК). Несоблюдение налоговой инспекцией досудебной процедуры влечет последствия, предусмотренные ст. 149 АПК, т. е. оставление иска без рассмотрения; в соответствии с п. 1, 3. 5, 6 ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О государственной пошлине» государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы освобождены от уплаты государственной пошлин: в отличие от общих правил доказывания обязанность доказывай делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, возлагается на государственные органы, органы самоуправления, иные органы и должностных лиц. В силу АПК другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от ответственности и должно доказать обстоятельства, имеющие знамени правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается на основание своих требований и возражений; обязательными условиями для признания недействительными органов, организаций, должностных лип, незаконными их действия (бездействия) являются несоответствие их закону, иному норм ному правовому акту и нарушение ими прав заявителя; при удовлетворении иска по спору о признании не подлежащие заполнению исполнительного документа, по которому взыскание изводится в бесспорном (безакцептном) порядке, в том числе, основании исполнительной надписи нотариуса, в резолютивности указывается наименование, номер и дата документа, не подлежащего исполнению, и сумма, не подлежащая списанию (ст. 172 АПК при удовлетворении иска о взыскании денежных сумм (например, иску налоговой инспекции) резолютивной части решения арбитражный суд указывает общий размер подлежащих взысканию с раздельным определением недоимки, пени, штрафа; по делу о признании недействительным акта органа, должностного лица в резолютивной части решения должны содержаться сведения наименовании, номере, дате издания, других реквизитах акта органе, должностном лице, его издавшем; указание о признание недействительным полностью или в определенной части либо отказе в удовлетворении требования заявителя полностью или в отделенной части;
при удовлетворении требования о признании незаконным отказ государственной регистрации или уклонения от государственной регистрации арбитражный суд в резолютивной части обязывает соответствующий государственный орган осуществить такую регистрацию; при удовлетворении требования о признании незаконными действий (бездействия) арбитражный суд в резолютивной части решения обязывает орган, организацию, должностное лицо устранить в полном объеме допущенное незаконными действиями (бездействием) нарушение прав и законных интересов организации или гражданина в установленный срок;
в случае признания необоснованным привлечения организации или гражданина к административной ответственности в резолютивной части решения арбитражный суд указывает на отмену соответствующего решения (с обязательным указанием всех его реквизитов). По ранее действовавшему АПК заключение мирового соглашения спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, не допускалось. Возможность примирения сторон в данной категории дел является новым для правоприменителя. Одним из способов урегулирования спора является заключение мирового соглашения по правилам, установленным в гл. 15 АПК. Факт обращения в суд по делам, возникающим из административных и иных правоотношений, доводы другой стороны всегда свидетельствуют о наличии спора, о несогласии с позицией государственного органа иного органа, должностного лица. В связи с этим трудно привести пример возможных способов мирного урегулирования спора. Возможно, что по делам о взыскании санкций стороны под контролем уда могут прийти к соглашению о рассрочке их уплаты. По делам о признании недействительным ненормативного акта стороны могут договориться об изменении его положений. Практика применения нового АПК покажет и иные возможные способы мирного урегулирования спора по делам административного судопроизводства.
Структура и функции социологии
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также так называемых прикладных положений социологии на том или ином этапе ее развития. Среди них имеются наиболее фундаментальные, составляющие главно ...
Содержание социальной работы с одинокими пожилыми осужденными в ИК № 3 с.
Среднебелая Амурской области
В ходе исследования была проанализирована документация, составленная специалистом по социальной работе, что показывает следующие результаты по социальной работе с одинокими пожилыми людьми и инвалидами.
Содействие в восстановлении и укре ...
Основные положения феминистского проекта в
антропологии. Женщина как
субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно, только деконструировав значительное количество антропологических мифов (например, о том, что мужчины-охотники добывали основн ...