Факторы репродуктивной
мотивации и потребность в детяхСтраница 1
Рассмотрим факторы репродуктивной мотивации и общую потребность в детях современной женщины. В отечественной науке есть несколько подходов к изучению означенных факторов репродуктивной мотивации, одним из основных является факторный анализ, который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов).
Факторы репродуктивной мотивации рассмотрены в ряде исследований. Наиблее значимые из них – монография В.Н. Архангельского «Факторы рождаемости»[29], работы (в том числе диссертационное исследование) А. Узик[30]. Эти работы во многом стали для нас направляющими.
Так, например, в диссертации Узик А.В. выделяется семь блоков факторов, значимых для репродуктивной мотивации[31]. К ним относятся семья, дети, ценностные ориентации, степень религиозности, отношение к абортам, внесемейные ценностные ориентации, уровень дохода. Эти блоки были подвергнуты факторному анализу. Ознакомимся с его результатами.
Наиболее значимыми (по факторным нагрузкам) факторами стали:
- фактор родительства (материнство, отцовство, воспитание детей);
фактор негативного отношения к семье (т.е. семью респондент воспринимает как тормоз для личных успехов, потерю свободы, монотонный и неинтересный домашний труд и т.д.);
- фактор положительного отношения к семье (семья является источником удовлетворения, источником достижения жизненных потребностей индивидов);
- фактор высоких семейных ориентаций (высокая значимость безразводной семьи, отрицательное отношение к абортам и др.).
Наиболее значимым факторам блока репродуктивных ориентаций, стал фактор мотивации рождения детей (страх перед абортом, бездетностью как его последствием, потребность в реализации родительства, укрепления семьи, влияние общественного мнения и другие мотивы рождения детей).
Также значимыми факторами стали фактор эмоционального удовлетворения от рождения детей; фактор негативных моментов, связанных с воспитанием детей (дети отнимают важную часть жизни, высокая значимость работы, упущенные возможности и т.д.); фактор репродуктивных установок на рождение определенного числа детей (желаемое, ожидаемое, идеальное число детей).
В блоке вопросов о ценностных ориентациях по факторным нагрузкам были выделены:
- фактор степени важности для индивида семейных ценностей (проводить свободное время с семьей, быть хорошими родителями, участвовать в воспитании детей, поддерживать тесные родственные связи и др.);
- фактор высокой ценности детей (такой же, как удачная карьера, богатство, слава, престиж, уважение в глазах окружающих);
- фактор высокой значимости внесемейных ценностей (карьера, работа вне дома, собственный источник дохода, повышение профессионального и образовательного уровня и др.);
- фактор таких внесемейных ценностей как общение с друзьями, успех у противоположенного пола.
В результате анализа указанных блоков, выявлены зависимости, имеющие важное значение при изучении репродуктивных мотиваций.
Выявилась обратная зависимость фактора родительства и внесемейных ориентаций: чем выше ориентации на родительство, тем менее допустимыми становятся супружеские измены, сожительства, тем меньшую принципиальную значимость приобретает повышение социального статуса, уровень дохода. Получение эмоционального удовлетворения от семьи напрямую зависит от превалирования семейных ценностей над внесемейными.
Понятие культуры. Конкретно исторический характер культуры
Культура (лат. cultura — возделывание, земледелие, воспитание, почитание) — область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умен ...
Факторы социальных изменений
1. Демографический
2. Технологический (мобильный телефон)
3. Идеологический «Если идеи овладевают массами, они становятся материальной силой» К.Маркс.
4. Политический
5. Экономический и т.п ...
Социология политики Пьера Бурдье – самостоятельная социологическая
дисциплина. Основные методологические критерии
формирования самостоятельной социологической дисциплины
Специальные социологические дисциплины – это такие теории, которые являются теоретическими обобщениями, объясняющие качественную специфику развития и функционирования многообразия социальных явлений. Каждая специальная социологическая тео ...