Ценностно-мотивационная детерминация репродуктивного поведения. Репродуктивная мотивация, как элемент репродуктивного поведения: анализ подходов и эмпирические исследования
Исследуем репродуктивную мотивацию, как элемент репродуктивного поведения. Согласно одному из распределенных определений, под репродуктивной мотивацией понимаются репродуктивные мотивы, мотивы рождения детей, психическое состояние личности, побуждающее индивида к достижению личных целей экономического, социального и психологического характера через рождение определенного числа детей. Этот показатель, в целом, раскрывает качественные стороны потребности человека в детях, ее содержание и выражает собой побудительный компонент репродуктивной установки[23].
Различают экономические, социальные и психологические репродуктивные мотивации[24].
Экономические связаны со стремлением личности к упрочению благосостояния семьи, с разнообразными льготами, предоставляемыми при рождении определенного числа детей;
Социальные способствуют сохранению или повышению социального положения родителей, обществ. авторитета и престижа индивида, преемственности рода и семьи;
Психологические делятся на три группы:
- в первую входят мотивы, обусловленные потребностью в наполнении своей жизни смыслом, потребностью родителей в сыновней (дочерней) любви, уважении, стремлением продолжить в детях себя, к.-л. свои свойства, потребностью через общение с детьми открывать для себя неизвестные до тех пор стороны жизни.
- вторая обусловлена потребностью заботиться о маленьком ребенке, любить его и по мере роста самому (самой) направлять его развитие, передавать свой жизненный опыт.
- в третьей группе условно объединяются все остальные виды психол. Р. м. - желание избежать одиночества в старости, желание супругов укрепить брак и т. д.
Каждый тип репродуктивной мотивации представлен множеством конкретных мотивов.
В целом, структура репродуктивной мотивации у отдельных людей неодинакова, но в основном она представляет собой иерархию мотивов, свойственную тем или иным историческим периодам, а в их пределах - тем или иным регионам, странам, городам и т. д.
Изучение репродукционных мотиваций, позволяет определить и усилить те мотивы, воздействие которых на данном этапе в большей мере способствует обеспечению потребностей общества в воспроизводстве населения.
Основные подходы к изучению репродукционной мотивации, как элемента репродукционного поведения таковы[25]:
- социологический (предполагает рассмотрение репродуктивных мотиваций в рамках социологического подхода);
- структурно-функциональный (объясняет дифференциацию репродуктивного и брачного поведения в контексте развития ценностно-нормативной системы общества);
- социально-демографический (изучение механизма формирования и реализации демографического поведения индивидов, изучение роли детей и потребности в них в системе ценностных ориентаций личности и семьи;
- факторный анализ (который подразумевает глубокое изучение исследуемого объекта, выявлять скрытые закономерности и детерминанты за счет сведения большого числа переменных к меньшему их числу (факторов);
- и др.
В рамках этих подходов, учеными производятся эмпирические исследования, которые направлены на выявление различных аспектов репродуктивной мотивации, зависимость ее от определенных факторов и т.д. Применение эмпирических подходов, во многом, различается в зависимости от деления на экономические, психологические и социальные мотивации. В ряде случаев, для более глубокой трактовки полученных результатов применятся факторный и другие виды анализа.
Теперь ознакомившись теоретически с самим понятием репродуктивной мотивации, перейдем к рассмотрению частных вопросов, актуальных в контексте нашей работы.
Пролетарская семья при Советской власти
В первое послереволюционное десятилетие институт семьи отрицался, провозглашалось равноправие женщин, освобождение их от домашней работы и воспитания детей, полное обобществление семьи. В этом направлении действовали и пропаганда, и новое ...
Сущность агрессии и агрессивного поведения. Причины и
специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового
возраста
Современный подросток живёт в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Это связано, во-первых, с темпом и ритмом технико-технологических преобразований, предъявляющих к растущим людям новые требования. Во-вторых, с на ...
Социология 20 века.
1. В ней появились много новых направлений, теорий,
2. Бурное развитие приобрела эмпирическая социология
3. Центром развития социологической науки стала США, что связано с меньшим количеством препятствий, многие ученые переехали в США. ...