SociologyBest

Основы социологии

Примером третьего типа классов – «социальных классов» у него выступают:

А) занятый в механизированном процессе «рабочий» класс как целое;

Б) «нижние средние» классы;

В) «интеллигенция» без самостоятельной собственности и лица, чье социальное положение зависит прежде всего от технических знаний, такие, как инженеры, коммерческие и другие служащие, а также гражданские чиновники. Эти группы сильно различаются между собой, особенно в зависимости от стоимости обучения;

Г) класс людей, занимающих привилегированную позицию благодаря собственности и образованию.

Как можно заметить, классовая структура капиталистического общества дается Вебером в «динамическом ключе». Он пытается постоянно найти точки соприкосновения и переходы между отдельными группами как внутри одного класса, так и между основными классами, в результате чего у него нет какой-то четкой обозначенной структуры, а поэтому разные интерпретаторы его работ подчас делают очень разные перечни классов. Для Вебера определяющим аспектом образования классов (классовой ситуации), несомненно служит рынок и возможности индивида на рынке, которые открывают ему возможность обладания различного рода благами. В данной ситуации собственность выступает как, безусловно, важный, но далеко не единственный критерий отнесения к классу, или фактор образования классов. Конфликт, который возникает между работодателями и рабочими, - это лишь частный случай более общего – борьбы между покупателями и продавцами. Утверждая идею рациональности организаций, в рамках которых протекают трудовые процессы (конфликты в том числе), Вебер не считал разумным революционный путь разрешения классовых конфликтов. Для него порядок – прежде всего, и он был готов анализировать лишь те аспекты, которые способствуют бесспорному и необходимому подчинению власти.

Одно из важнейших отличий Вебера от Маркса в понимании классовой структуры общества связано также и с введением второго показателя стратификации – статуса. Понятие статуса значительно усложняет восприятие того, насколько одни люди или группы людей «ценнее» других, поскольку эта «ценность» может быть выше той или иной экономической выгоды. Можно сказать, что Вебер разработал определенную концепцию формирования статусных групп, имеющих в своей основе определенные общины. Общинный способ образования статусных групп отличает их от классовых образований, которые он не считал определенным видом «сообщества».

Неудивительно, что анализируя проблему социального неравенства в обществе, в качестве одного из важных факторов, как социальной стратификации, так и воплощения власти, им выделяется такое социальное образование как «партия».

Характеризуя партию как объединение людей, основанное на убеждении, Вебер видел в ней субъект исторического развития и мощный фактор различного рода преобразований в общественной жизни. Партия – это социальное образование, имеющее рациональный порядок и орган управления. Она далеко не обязательно должна быть классовой или статусно-ориентированной. Собственно, зачастую партия, как он считает, не является ни той, ни другой.

Страницы: 1 2 3 4 


Социальное равенство
Социальное равенство – понятие, обозначающее одинаковое социальное положение людей, принадлежащих к различным социальным классам и группам. Идея СР. как принципа организации общества в различные исторические эпохи понималась по-разному. Ф ...

Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти
Антиструктуралистская тенденция в антропологии связана с попытками рассказать культурную историю «снизу», дав слово ее ранее «немым» (для западного общества) участникам. Обретя голос, они порождают текст, и мир как текст становится основн ...

Западноевропейская модель социальной работы (Германия)
Западноевропейская модель социальной работы (Германия) Корпоративная модель социальной работы, функционирующая в большинстве стран континентальной Западной Европы (в Германии, Австрии, Франции, Италии и других государствах), по целому ря ...