SociologyBest

Основы социологии

Формы общественного сознания
Страница 1

Материалы » Обществознание. Глобальный мир в ХХ веке » Формы общественного сознания

И вот это общее сознание можно назвать общественным, поскольку оно содержит в себе наиболее общие, присущие всем членам данного общества формы отношения к собственной деятельности и окружающему миру. Эти формы можно построить как последовательное восхождение от простых реакций на мир и вплоть до самых сложных способов его описания и даже умственного преобразования.

Самая первая известная нам форма общественного сознания это коллективные впечатления людей от совместной деятельности (например, охоты), передающие их эмоционально-чувственное отношение к миру. Такие впечатления индивидуализируются и передаются в форме примитивных изображений животных, людей, иногда вымышленных (фантастических) существ. Эти изображения в виде немногих сохранившихся наскальных рисунков есть не что иное, как самые ранние свидетельства зарождения такой формы общественного сознания, как искусство. Основная особенность этой формы — соединение впечатления (эмоции) от какого-либо события и ответного чувства (одобрения, страха и т. д.) в наглядном, полученном с помощью условных знаков (символов) изображении этого события.

Практически одновременно с этой формой общественного сознания в первичных человеческих сообществах вырабатывается следующая, более сложная. Она строится как эмоционально-доверительное отношение не только к отдельным событиям в жизни данного коллектива, но и к окружающей реальности в целом. В отличие от предыдущей формы здесь в ответ на полученные извне впечатления люди формируют не просто чувство (восторга, ужаса, отвращения и пр.), а устойчивое отношение доверия к тем силам и сущностям, которые, как полагают первобытные люди, управляют всем миром! Это эмоционально-доверительное отношение к миру образует такую форму общественного сознания, которая обозначается термином религия. Здесь так же, как и в искусстве, очень важную роль играют символы, с помощью которых люди передают друг другу и тем сверхъестественным силам, в существование которых они верят, свое отношение. И не случайно в большинстве известных нам религий графические и скульптурные изображения этих сил (богов) являются символическими представителями сверхъестественной реальности, вокруг которых строится религиозный культ со всеми ритуалами.

Следующая форма общественного сознания возникает как дальнейшее развитие и универсализация предыдущей. Сообщества людей, разделяющих веру в общий набор сверхъестественных сил, переносят религиозные (священные) правила (обязанности, запреты и разрешения на какую-либо деятельность) в повседневную жизнь. Здесь они руководствуются не непосредственными указаниями жрецов культа (священников), а выведенными из религиозных правил нормами и таким образом формируют доверительно-практическое отношение друг к другу и миру в целом. Практика общения по правилам закрепляет нормы, набор которых и образует такую форму общественного сознания, как мораль. Она выполняет роль регулятора человеческих отношений, являясь важнейшим компонентом процесса социализации.

По мере формирования разумной способности и такой собственно человеческой ее формы, как сознание, в человеческих сообществах начинает возникать новый тип отношения к окружающему миру. Первичные эмоции можно чувственно окрашивать, можно воспринимать их как информацию о сверхъестественном. Но можно попытаться подвергнуть их разумному анализу и сопоставить с окружающей реальностью. То есть прочитать наши эмоции как информацию о естественном, как таковом, о природе, в которой действует самый универсальный закон — причины и следствия. Это эмоционально-рассудочное отношение к миру порождает форму общественного сознания, которую принято обозначать понятием наука. Само это слово, происходящее от старославянского «наук», т. е. «навык» — привычка, умение что-то делать на основе многократного повторения, указывает на происхождение этой формы. Находить повторяющиеся в определенном порядке события и выяснять причины этих повторений, т. е. устанавливать закономерность, — в этом цель науки.

Какой пример закона о причинно-следственных связях можно привести? Постарайтесь дать примеры из технических, естественных и гуманитарных наук. В каких науках в большей степени заметно действие этого закона?

Эмоции как нейтральная информация о происходящем во внешнем мире составляют основу научного познания. Это познание в первую очередь на внешний — природный мир. И по нему оно не нуждается в добавлении чувственного компонента. Мы можем восхищаться звездным небом над головой, но нашу способность познавать управляющие им закономерности это нисколько не Нилит. Для ее усиления астрономы используют мощные телескопы и другие высокоточные приборы. Но когда мы направляем нашу познавательную способность на человеческий мир, на само общество, то мы не можем и не должны совершенно исключить наше отношение к тому, что мы видим. Наши чувства выступают здесь важнейшей информацией об обществе, позволяя нам ставить вопрос о справедливости. Подвергая разумному рассмотрению само понятие справедливости, выстраивая классификацию наиболее типичных случаев нарушения справедливости и процедуры ее восстановления, мы создаем такую форму общественного сознания, которая исходит из чувственно-рассудочного отношения к миру и определяется с помощью понятия право. Как мы выяснили раньше, эта форма общественного сознания является ключевой для подсистемы, отвечающей за общественную интеграцию.

Страницы: 1 2


Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий. Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направлен ...

Основные функции социологии
Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях. Остановимся на важнейших из них, к которым можно отнести познавательную, практическую и идеологическую функции социологии. Поз ...

Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и ...