SociologyBest

Основы социологии

Структура социологического знания. Типы социологических теорий
Страница 2

Материалы » Парадигма, предмет и структура социологического знания » Структура социологического знания. Типы социологических теорий

Специальные социологические теории конкретизируют положения общей теории, осуществляя переход от общих концептуальных понятий к операциональным, при помощи которых можно измерить конкретный социальный процесс. Если нас интересует, например, эффективность телевиденья, то следует переходить от общих понятий общественного сознания, духовной жизни к таким понятиям специальной социологической теории, как телевизионная аудитория, её интересы, потребности, заинтересованность, познавательная активность, удовлетворённость; разрабатывать систему показателей, а затем и индикаторов, при помощи которых можно измерить процесс телевизионного воздействия на индивидов. При этом необходимо также иметь представления об особенностях социальных групп, составляющих аудиторию, которые дают специальное знание о социальной структуре. Нужно знать, как внешнее воздействие преломляется в сознании людей, т.е. обратиться к социологии личности, теории общественного мнения и т.д.

Среди социологических теорий среднего уровня наибольший интерес, на наш взгляд, могут представлять следующие: социология управления, исследующая социальные основы управленческой деятельности и управленческих отношений; социология труда, рассматривающая труд как основной социальный процесс в жизни общества; социология организаций – наука о закономерностях построения, функционирования и развития организаций; социология образования, изучающая систему образования как социальный институт; социология воспитания – наука о влиянии на процесс воспитания окружающей социальной среды; социология семьи – исследующая закономерности функционирования этого важного социального института; социология свободного времени – отрасль знаний о деятельности, социальных отношений и ориентации людей в сфере досуга; социология молодёжи и социология личности – теории о закономерностях социального поведения этих субъектов социальных отношений.

Самого пристального внимания заслуживает изучение процессов социализации и адаптации человека, т.е. важнейших социальных процессов, в себе целую систему взаимодействия человека с окружающей его социальной и природной средой. Познание социальных механизмов протекания этих базовых в жизнедеятельности людей процессов, приобретение умений вырабатывать тактику индивидуального адаптивного поведения в жизни позволят оптимизировать взаимодействие со средой, избегать столь опасных в наш динамичный век стрессов и нагрузок.

И, наконец, третий уровень социологической системы знания – конкретно-социологические (эмпирические) исследования социальных факторов, т.е. теория, методика и техника конкретно-социологического анализа. На этом уровне осуществляется измерение конкретных социальных процессов и явлений на основе тех подходов, принципов, показатели, которые дают общесоциологическая и специальные социологические теории. Иногда этот уровень называют эмпирическими исследованиями, но это не совсем точно, ибо здесь также присутствует своя теория, в частности теория измерения. Предметом исследования здесь выступают действия, поступки, характеристики поведения социальных общностей, групп и индивидов, а также отражение фактов социальной действительности в сознании людей. Использование социологических методов сбора, обработки и анализа социальной информации позволяет не только проверять в конкретных условиях действия тех или закономерностей социологических теорий более высокого уровня, но и на базе научного обобщения совокупности социальных факторов определять тенденции в социальных процессах, выявлять проблемы, форматировать гипотезы и намечать программы будущих социологических исследований.

Существует много видов конкретно-социологических исследований. Они различаются по масштабам (международные, общенациональные, региональные, местные), по времени действия (длительные и оперативные, проводимые в предельно сжатые сроки) и т.д. По целям все социологические исследования можно подразделить на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные преследуют цель развития науки. Прикладные ставят цели и задачи, связанные с использованием знания для совершенствования социальных процессов, решения разнообразных практических задач жизнедеятельности общества.

Важно подчеркнуть, что специальные социальные теории и конкретно-социологические (эмпирические) исследования носят более выраженный прикладной характер, нежели общесоциологическая теория. Они непосредственно ориентированы на решение тех или иных социальных проблем. Однако глубокие фундаментальные исследования могут иметь выход в область прикладной социологии. Данные прикладной социологии (если исследования носят глубокий характер) используются для развития научной теории. Разграничение фундаментальных и прикладных исследований, в свою очередь, не совпадает с разделением их на теоретические и эмпирические исследования в зависимости от целей, могут носить как фундаментальный, так и прикладной характер.

Страницы: 1 2 3 4


Сущность и значение психологии в социальной практике
Пристальное внимание к психологии обусловлено сложным характером задач, стоящих перед человеком в эпоху «технологических революций», которая сопровождается кризисом традиционных институтов социализации личности, изменениями общественной с ...

Диалектическое учение о противоречии и конфликте Карла Маркса
Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс, разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения. Американский социолог Дж. Тернер, который считал Маркса одним из созда ...

Русские в независимой Эстонии
В 90-е гг. численность русской общины в Эстонии значительно сократилась. Примерно 80 тыс. русскоязычных (по некоторым данным, даже более 100 тыс.) уехали в Россию (главным образом военные и члены их семей). В 2000 г. в ЭР проживало 404 ты ...