Духовная сфера межэтнических отношений
Научное решение проблем возможно, если использовать совокупность наук. Однако одни из них (философия, социология, экономические и другие научные дисциплины) в большей мере ориентированы на решение проблем социальной работы, понимаемой в широком смысле. Другие, в том числе социальная работа, как имеющие преимущественно прикладной характер, ориентированы на решение более конкретных проблем, что связано с пониманием социальной работы в узком смысле слова. Их значимость в том, что они имеют возможность сочетать теоретические и практические аспекты в решении проблем социально-этнической среды.
В связи с этим особую актуальность приобретает задача подготовки социальных работников, специализирующихся в области социально-этнических, межнациональных отношений.
В области духовной жизни, идеологической и теоретической деятельности предотвращению межэтнических конфликтов могут способствовать выявление так называемых белых пятен, изучение истории, культуры, обычаев народов, подготовка содержательных и правдивых учебников, научных трудов по истории, культуре, этнографии, многочисленных и малочисленных народов (социально-этнических общностей и групп), проживающих как в России, так и в СНГ. Создание национальной социально-экономической статистики может дать полную картину экономической, политической, социальной и культурной жизни в республиках и других национально-территориальных образованиях, представление о жизни разных народов и социально-этнических групп.
Болезненной может быть (и является в определенных условиях) языковая проблема. Функционирование одного, двух или трех государственных языков на той или иной территории должно всякий раз сопровождаться изучением отношений к этой проблеме как коренных, так и некоренных национальностей, как больших, так и малочисленных социально-этнических общностей и групп. Возможность изучения языков коренной национальности и местных языков должна быть реализована в полной мере на территории каждого региона страны. Безусловно, не снимается проблема изучения и знания языка межнационального общения, каким был (да и во многом остается) русский язык в силу многочисленности населяющих страну социально-этнических общностей, преобладания русского населения в России, сложившейся практики межнационального общения.
В недопущении межэтнических конфликтов, снятии их остроты немалую роль может сыграть создание культурных обществ, дворцов культуры для лиц некоренных национальностей в различных республиках и регионах России и СНГ. Практика доказала благотворную роль культурного сотрудничества, организаций фестивалей народного творчества, обмена в области культуры, науки, туризма, спорта и т.д.
По данным социологических исследований, национальное самосознание, культура здоровых, цивилизованных отношений формируются уже в раннем возрасте. Поэтому соответствующая воспитательная работа должна проводиться в семьях, детских учреждениях, школах и т.д.
В решении вопросов межличностного общения представителей социально-этнических групп важнейшую роль должны играть средства массовой информации (СМИ), которые должны функционировать не только на языке коренной нации (группы), но и на языке социально-этнических общностей, проживающих на территории титульной нации (общности). Нужны издания, посвященные социально-этнической, национальной тематике.
Особая роль СМИ в решении проблем межэтнических отношений, недопущения напряженности и конфликтов диктует необходимость принятия соответствующих законодательных актов об ответственности работников СМИ за прямое и косвенное содействие разжиганию межнациональных конфликтов.
Основные положения феминистского проекта в
антропологии. Женщина как
субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно, только деконструировав значительное количество антропологических мифов (например, о том, что мужчины-охотники добывали основн ...
Микросоциология
Для Парсонса – общество это цельная система. Классы, группы и слои – это структура общества. Каждая структура наделена функциями важными для общества и его членов. Все вместе взятые структуры обладают полным набором функций – это означает ...
Региональные особенности самоидентификации современного студенчества. Основные направления социокультурной самоидентификации студенчества
в регионе
Для определения основных направлений социокультурной самоидентификации студенчества в Ставропольском крае была выбрана одна из мобильных в обществе социальных групп – студенты. Такой выбор продиктован, прежде всего, тем, что студенчество ...