Введение
Все живые существа, населяющие земной шар, со временем старятся и умирают. Человек не является исключением из этого биологического закона, каждый из нас должен пройти этот жизненный этап. Но старость и смерть не приходят ко всем людям в одном, определенном возрасте. Мы знаем много случаев долголетия, когда человек достигает очень преклонного возраста и до конца своей жизни продолжает активно, творчески работать. В то же время немало людей значительно раньше теряют трудоспособность и становятся дряхлыми, беспомощными стариками.
Сильное влияние на психику стареющего человека обычно оказывает общественное мнение, которое навязывает весьма непривлекательный образ старости. Человек начинает с огорчением и болью встречать очередной день рождения, стыдится каждой замеченной у себя морщины. Он перестает заниматься спортом, так как это "уже неудобно". Таким путем сам человек ускоряет наступление физической и умственной немощи и слабости.
Насколько же я стар? Ответа общего для всех не существует. Человеку столько лет, на сколько он себя чувствует. Пабло Пикассо, сохранивший энтузиазм молодости до преклонных лет, когда ему было 90, сказал: "Мы не стареем, мы просто становимся более зрелыми, потому, что любим жизнь и людей". От того, какой образ жизни человек вел в зрелые годы, и была ли его жизнь полноценной, зависит какой будет его старость. Критерием ощущения старости является не календарный возраст.
В настоящее время все чаще слышны разговоры о так называемом интенсивном старении населения. Под этим подразумевается тот факт, что количество людей преклонного возраста постоянно растет, в то время как процент молодых людей в обществе снижается.
Редко какой–нибудь ответ на простой вопрос так метко попадает в точку, как ответ одной пожилой женщины, которую поместили в приют для престарелых и которую знакомые однажды спросили: «Скажи нам, чем ты здесь занимаешь свое время?». И в ответ услышали: «Все очень просто: ночью я сплю, а днем хвораю». Что она хотела этим сказать? Да всего лишь то, что пассивное время препровождение есть не что иное, как вялотекущая болезнь. Тот человек, в котором есть хоть малейшее желание не только просто существовать, но и принимать активное участие в жизни, хорошо знает, что одно лишь бытие не может принести ей ни малейшей радости или удовлетворения. Человеческая жизнь должна быть чем-то большим, чем просто «растительное» существование.
Объектом исследования данной работы является непосредственно сам процесс старения, а предметом - роль в нем образа жизни пожилого человека. Цель курсовой работы - изучение психологии старения, влияние на нее пассивного или активного образа жизни лиц пожилого возраста.
При выполнении работы были определены следующие задачи:
1. Изучение основных понятий геронтологии, как науки.
2. Исследование психологических признаков старения.
3. Изучение основных компонентов, характеризующих образ жизни пожилого человека.
4. Изучение вопроса о важности образа жизни для процессов старения.
5. Проведение анкетирования в целях выявления предпочтений современного пожилого человека в пассивном или активном образе жизни.
Настоящая работа посвящена процессу старения, старости и влиянию на нее образа жизни. В первой главе курсовой работы мы ответим на вопрос, что значит стареть, изучив понятие старости с точки зрения геронтологии, и выделим психологические признаки старости. В следующих вопросах - раскроем основные составляющие образа жизни и выделим их особенности развития у пожилого человека. В практической части данной работы будет проведено исследование в форме анкетирования ряда лиц пожилого возраста, по результатам которого мы выясним, насколько для них важны вопросы как физического, так и психологического здоровья.
Опросные методы
Основная масса эмпирической информации добывается в социологии методами опроса, суть которых заключается в получении информации об отношении опрашиваемых к тем или иным жизненно важным явлениям и событиям общественной жизни. Большая значи ...
Эволюционистская социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все ...
Диалектическое учение о противоречии и конфликте Карла Маркса
Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс, разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения.
Американский социолог Дж. Тернер, который считал Маркса одним из созда ...