Введение
По ходу своей профессиональной деятельности социальным работникам приходится сталкиваться с проблемами представителей самых различных субкультур, в том числе и с представителями молодёжных субкультур. Для оказания наиболее существенной помощи клиенту, специалисту необходимо, прежде всего, наладить контакт со своим подопечным по средством общения, которое в свою очередь будет наиболее продуктивным и поможет установить взаимопонимание между социальным работником и представителем субкультуры, если в данном контакте социальный работник будет опираться на свои знания о языке и символике той субкультуры к которой принадлежит его клиент. Исходя из сказанного, можно говорить о том, что изучать язык и символику различных субкультур социальному работнику необходимо для более успешной реализации своей деятельности среди людей различного возраста, различной внешности, различного уровня образованности, общения, различным самовыражением, а также для повышения уровня культурной компетентности, напрямую связанного с профессионализмом специалиста по социальной работе.
В данной работе речь будет вестись о языке и символах именно молодёжной субкультуры, т. к. последняя отличается от официальной культуры и множества других субкультур знаниями, целями и ценностями, суждениями и оценками, нравами и вкусами, жаргоном и манерой поведения. Молодежь как социальная общность достаточно однородна, имеет сходные позиции и настроения, общие символы, вкусы, ценности, которые, как правило, проявляются в сфере досуга и не затрагивают трудовых и семейных отношений. Это своеобразная культурная автономия, которая формирует внутренний мир личности. Однако поле молодежных субкультур не однородно, оно состоит из множества субкультур, которые создают полифоничность и расширяют пространство для индивидуального и социального самоопределения и самореализации молодых людей.
Цель работы: выявление особенностей языка и символов молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов.
Задачи исследования:
1) определить понятия: «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура»;
2) выявить различные типологии молодёжных субкультур;
3) выявить особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи;
4) определить содержание понятий: «знак», «символ», «язык», «код»;
5) выявить особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур: хиппи, байкеров, растаманов.
Объект работы: язык и символика молодёжных субкультур.
Предмет работы: культурная компетентность социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур (хиппи, байкеров, растаманов).
Трактовкой определений «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура» занимались Анцупов А.Я., Гуревич П.С., Кравченко А.И., Левикова С.И., Лисовский В.Т., Филиппов Ф.Р., Чупров В.И., Щепанская Т.Б. Типологии молодёжных субкультур разрабатывали Брейк М., Левикова С.И., Сергеев С.А., Толстых А.В., Фролов С.С. Особенности взаимодействия социального работника с представителями молодёжи определяли Казарян М.Ю., Ярская В.Н. Определяющее содержание понятиям «знак», «символ», «язык», «код» давали авторы Бирюков Б.В., Джери Д., Лотмана Ю.М. Ожегов С.И., Шейкин А.Г. Вопросами семиотического подхода занимались исследователи Лотман Ю.М., Ф. де Соссюр, Степанов Ю.С., Финн В.К. Сведения об особенностях языка и символов субкультуры хиппи содержались в работах Ларина С., Лопухиной А. Мазуровой А., Радзиховского Л., Рожанского Ф.И., Хоревой Н., языка и символов субкультуры байкеров в работах Морозовой Н., Новикова О.Г., Сергеева С.А., языка и символов субкультуры растаманов в работах Косарецкой С.В., Ровинской О. Проблематика культурной компетентности рассматривалась в работе А. Флиера.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения. Во введении определены: актуальность темы, цель и задачи работы, объект и предмет работы. Первая глава посвящена определению понятий «молодёжь», «субкультура», «молодёжная субкультура», рассмотрению некоторых типологий молодёжных субкультур, выявлению особенностей взаимодействия социального работника с представителями молодёжи. Во второй главе раскрыто содержание понятий «знак», «символ», «язык», «код», выявлены особенности культурной компетентности социального работника в области языка и символов хиппи, байкеров, растаманов. В заключении содержатся выводы по результатам теоретического исследования.
Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной
работы
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широк ...
Воспитание и развитие детей на примере семейного
детского дома «Китеж»
Семейный детский дом «Китеж» – довольно уникальный вид воспитательного учреждения для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Началом появления семейных детских домов относят к инициативе Детского фонда (1988 г.), где отмечалось ...
Электоральная культура политической элиты: к постановке проблемы
Изучение электорального процесса как важнейшего аспекта политической динамики представляет собой относительно новое предметное поле для политической науки постсоветских стран. Интерес к данной проблематике обусловлен тем, что особенности ...