Референтные и членские группыСтраница 1
Референтная группа, как отмечает Г.С. Антипина - "это реальная или воображаемая социальная группа, система ценностей и норм которой выступает для индивида эталоном" [7: С.56].
Открытие феномена "референтной группы" принадлежит американскому социальному психологу Г. Хаймену. Данный термин был перенесен в социологию из социальной психологии. Психологи на первых порах под "референтной группой" понимали такую группу, стандартам поведения которой индивид подражает и нормы и ценности которой усваивает.
Другой американский психолог М. Шериф, с его именем связано окончательное утверждение понятия "референтная группа" в американской социологии, рассматривая малые группы, влияющие на поведение индивида, разделил их на два вида: группы членства (членом которых индивид является) и нечленские, или собственно референтные группы (членом которых индивид не является, но с ценностями и нормами которых соотносит свое поведение) [7: С.56-57]. В данном случае понятия референтной и членской группы рассматривались уже как противоположные.
Позднее другими исследователями понятие "референтная группа" было распространено на все объединения, которые выступали для индивида эталоном при оценке им собственного социального положения, действий, взглядов и т.д. В связи с этим в качестве референтной группы стала выступать как группа, членом которой уже являлся индивид, так и группа, членом которой он хотел бы быть или был раньше.
"Референт-группой" для индивида, указывает Я. Щепаньский, является такая группа, с которой он себя добровольно идентифицирует, т.е. "ее образцы и правила, ее идеалы становятся идеалами индивида, и роль, навязанная группой, выполняется преданно, с глубочайшим убеждением" [4: С.81].
Таким образом, в настоящее время в литературе встречается двоякое употребление термина "референтная группа". В первом случае под ней подразумевается группа, противостоящая группе членства. Во втором случае - группа, возникающая внутри группы членства, т.е. круг лиц, выбранных из состава реальной группы как "значимый круг общения" для индивида. Принятые группой нормы становятся лично приемлемыми для индивида только тогда, когда они приняты этим кругом лиц.
Понятие референтной группы, как отмечает Г.С. Антипина, может принимать следующие значения:
1) любая группа, которая берется за эталон (или критерий) при оценке своего собственного положения;
2) группа, на которую ориентируются в действии;
3) группа, право входа (или членства) в которую индивид стремится получить, т.е. группа, в деятельности которой он хочет участвовать;
4) группа, ценности и взгляды членов которой служат в качестве социальной "рамки соотнесения" для отдельного лица, не являющегося ее членом непосредственно [7: С.57].
Референтные группы можно классифицировать по разным основаниям:
по выполняемым функциям - нормативная и сравнительная референтные группы;
по природе своего существования - реальные референтные группы и идеальные референтные группы;
Нормативная референтная группа выступает источником стандартов и норм поведения, социальных установок и ценностных ориентаций индивида. Например, эмигрант, приехавший в другую страну, для того чтобы не быть "белой вороной", пытается как можно быстрее освоить нормы, правила и установки жителей данной страны.
Сравнительная референтная группа является для индивида эталоном, с помощью которого он может оценить себя и окружающих.
Одна и та же референтная группа одновременно может выполнять функции как нормативной, так и сравнительной референтной группы.
Реальная референтная группа - группа людей, реально существующая в социальной среде, выступающая для индивида эталоном реализации оптимальных для него социальных норм и ценностей.
Идеальная референтная группа - это группа, в состав которой индивид по каким - либо причинам не входит, но, несмотря на это, ориентируется на ее мнение в своем поведении, в оценках важных для него событий, а также в субъективных отношениях к другим людям. В данном случае эталоном субъективных оценок и жизненных идеалов индивида являются отраженные в его сознании ценностные и нормативные ориентации, выступающие в специфической форме персонифицированных эталонов и идеалов, т.е. в форме образов людей. Созданные в голове индивида персонифицированные образы (например, литературный герой) представляют собой, как отмечает Г.С. Антипина, "внутреннюю аудиторию", на которую личность ориентируется в своих мыслях и действиях [7: С.57].
Сущность социальных технологий
Сегодня можно сформулировать две основные точки зрения на сущность социальных технологий.
Первая точка зрения (Дж. Томас) состоит в том, что социальные технологии имеют смысл, только если вводят социальные инновации в различные направлен ...
Основные положения феминистского проекта в
антропологии. Женщина как
субъект в антропологии
Представить женщину «нормальным» субъектом истории и общества, обладающим агентивностью и инициативой, возможно, только деконструировав значительное количество антропологических мифов (например, о том, что мужчины-охотники добывали основн ...
Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
Конфликты на социально-этнической почве сопровождают всю историю человечества. Главная причина этого - неравномерность развития, различие в доступности к социальным благам, стремление решить эти и другие проблемы за счет других народов, п ...