Социальные отношения на международном уровне. Глобальный
уровень обществаСтраница 2
В будущем, утверждает С. Хантингтон, будут сталкиваться между собой не государства, а цивилизации. Следующая мировая война, если она разразится, должна быть войной между цивилизациями, причем мировые конфликты пройдут по линии разлома между цивилизациями.
Особую опасность для западной цивилизации представляет исламский мир, который переживает демографический взрыв, культурное возрождение и где отсутствует центральное государство-лидер, вокруг которого могли бы сплотиться страны. Вторая опасность исходит из Азии, особенно из Китая. Если исламская опасность связана с неуправляемой энергией миллионов активных молодых мусульман, то азиатская опасность вытекает из господствующих там порядка и дисциплины, способствующих подъему азиатской экономики. Успехи в экономике укрепляют стремление влиять на судьбы мира. С. Хантингтон предлагает западным странам сплотиться, расширить рамки НАТО. Западу целесообразно поощрять гегемонию России в православном мире, который лежит на границах исламской и китайской цивилизаций.
Вторая классификация геополитического пространства Земли возникла в 50-е гг., в период так называемой холодной войны, - все страны делились на первый, второй, третий и четвертый миры.
К первому миру
относится группа развитых и примыкающих к ним стран Европы и Северной Америки, а также Япония и некоторые азиатские страны, достигшие определенных успехов в экономическом развитии. В основном это страны первого эшелона капиталистического развития, составившие «центр». Первым он назывался потому, что возник уже в новое время и вплоть до образования СССР занимал господствующее положение на всем пространстве евроцентристского мира. Хотя Советский Союз появился на политической карте после большевистской революции 1917 г., говорить о втором мире, включающем в себя группу социалистических стран, стало возможным лишь после второй мировой войны.
Сыграв решающую роль в разгроме гитлеровской Германии, СССР вышел из второй мировой войны могущественной военно-политической державой. Под его влиянием на социалистический путь развития вскоре вступили Польша, Венгрия, Румыния, Чехословакия, Албания, Болгария, Югославия, Китайская Народная Республики (КНР), Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР), Социалистическая Республика Вьетнам, Лаосская Народно-Демократическая Республика (ЛНДР), Народная Республика Кампучия, Куба. В итоге к началу 60-х гг. возникла мировая социалистическая система во главе с СССР, объединившая все страны с социалистическими и народно-демократическими режимами.
Эти страны, названные вторым миром,
возникли в результате освобождения от фашистского ига. Их назвали вторым миром потому, что, будучи социалистическими, они враждовали с блоком капиталистических стран во главе с США, до того названных первым миром. Вскоре к двум мирам присоединился третий. Он возник в результате распада колониальной системы в Африке и образования множества независимых государств, к которым позже присоединились страны Азии и Латинской Америки. Все они составили особую группу стран, которых объединял целый ряд общих признаков: отсталость экономики, слаборазвитость социально-классовой структуры, преобладание крестьянства, слабость национального предпринимательства, незрелость рабочего класса, сохранение в широких масштабах традиционных патриархальных, племенных, клановых, патерналистских структур и элементов и т. д. Чтобы отличить их от двух упомянутых выше групп, они были названы странами третьего мира.
Эволюционизм
Центральное понятие всей мировоззренческой концепции Спенсера – эволюционизм. По его определению эволюция является интеграцией материи, именно эволюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную ...
Эволюционистская социология Г. Спенсера
Герберт Спенсер (1820–1903) – английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все ...
Социальный институт, основные признаки функции и типы
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. С.И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "И. ...