SociologyBest

Основы социологии

Программно-методологические вопросы статистического наблюдения
Страница 1

Материалы » Общая теория статистики » Программно-методологические вопросы статистического наблюдения

При статистическом наблюдении необходимо прежде всего определить его объект и единицу.

Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектом наблюдения может быть, например, совокупность жителей страны, предприятий, крестьянских хозяйств, коммерческих банков, высших учебных заведений, будущий урожай и т.п.

Единицей наблюдения называют тот составной элемент объекта наблюдения, который является носителем признаков, подлежащих регистрации. Так, в обследовании предприятий промышленности единицей наблюдения может являться юридическое лицо, а может выступать его обособленное подразделение. В обследовании домашних хозяйств единицей наблюдения может выступать лицо или же семья. Таким образом, выбор элемента объекта в качестве единицы наблюдения зависит от цели исследования и природы самого объекта. Причем определение единицы должно содержать указание ее важнейших признаков.

Единица наблюдения, как и объект в целом, обладают, как правило, множеством различных признаков. Именно значения различных признаков наблюдаются и регистрируются на первой стадии статистического исследования стадии статистического наблюдения.

Признак - это объективная характеристика единицы совокупности, характерная черта или свойство, которое может быть определено или измерено. Признаками, характеризующими промышленное предприятие, являются выручка от реализации продукции, прибыль, стоимость основных фондов, численность персонала и др. Признаками человека являются пол, возраст, место жительства, профессия, среднемесячный доход и пр. для любых окружающих нас объектов и явлений можно выделить достаточно большое число признаков, которые наблюдаются или потенциально могут наблюдаться в процессе статистического исследования.

Признаки подразделяются на количественные и качественные, а последние, в свою очередь, - на альтернативные, атрибутивные и порядковые.

Является признак, отдельные варианты которого имеют числовое выражение и отражаю г размеры, масштабы изучаемого объекта или явления. К количественным признакам, например, относятся доход домохозяйства, площадь жилого помещения, цена товара, стаж работы. Количественные признаки в статистике преобладают над другими видами признаков, они наиболее информативны, аналитичны, именно на работу с данными признаками нацелена большая часть многообразного статистического инструментария.

Альтернативным называется признак, имеющий только два варианта значений. Например. продукция предприятия может соответствовать предъявляемым требованиям или не соответствовать им, пол человека может быть мужским или женским, население страны проживает в городах или сельских местностях. Альтернативный признак может иметь и числовое выражение. Например, при анкетированш1 потребителей вопрос о доходах в анкете предполагал всего два варианта: "до 5000 руб. в месяц" и "5000 руб. в месяц и более". В этом случае количественный признак был преобразован в альтернативный.

Страницы: 1 2 3


Социально – психологическая и характеристика молодежи
Молодежь - социально-демографическая группа, обладающая совокупными половозрастными и социально-психологическими особенностями, проходящая стадии социализации в реальных условиях жизнедеятельности общества. [12, с.9] Это поколение людей, ...

Содержание социальной работы с одинокими пожилыми осужденными в ИК № 3 с. Среднебелая Амурской области
В ходе исследования была проанализирована документация, составленная специалистом по социальной работе, что показывает следующие результаты по социальной работе с одинокими пожилыми людьми и инвалидами. Содействие в восстановлении и укре ...

Культурная компетентность социального работника в области языка и символов молодёжных субкультур. Культурная компетентность социального работника в области языка и символов хиппи
Современный социальный работник должен обладать высоким уровнем профессионализма, который в свою очередь, предполагает культурную компетентность в самых различных областях знаний. Так, при взаимодействии с представителями молодёжных субку ...