Опытно – экспериментальное исследование по проблеме социальной реабилитации
детей и подростков с ограниченными возможностями. Опыт
деятельности центров реабилитации детей и подростков с ограниченнымСтраница 3
Большое внимание в Центре уделяется роли досуговых мероприятий, на которые приглашаются семьи. Для многих родителей очень важны встречи с другими семьями, у которых такие же проблемы, одинаковые заболевания или травмы детей. Объединяясь в группы взаимоподдержки, они помогают друг другу преодолевать жизненные трудности. Так, в 2009 г. Было организованно 11 выставок и 9 экскурсий, 16 праздничных мероприятий.
Таким образом, в условия Реабилитационного центра, проводящего комплексную реабилитацию детей с ограниченными возможностями, происходит наиболее полная социальная реабилитация семей, воспитывающих «нетипичных детей». (см. Приложение 7)
В настоящее время в реабилитационной практике используются как традиционные, так и инновационные технологии. Принципиальной чертой современных медицинских технологий является их социальная ориентированность, наличие педагогического компонента (предусматривающего обучение родителя базовым навыкам медико-социальной реабилитации), критериальная оценка эффективности. [45; с. 38]
Обратимся к немедикаметозным методам реабилитации детей с церебральным параличом.
ДЦП во всех странах мира занимает одно из ведущих мест в структуре хронических болезней детей и имеет тенденцию к увеличению его распространенности (до 9 на 1000 человек). Тяжесть клинических проявлений приводит к ранней инвалидизации больных.
Задачей медико-социальной реабилитации детей является достижение такого результата, при котором ребенок - инвалид оказывается способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым детям. Дети- инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам. Для этого в реабилитационном центре создана программа комплексной реабилитации, включающая лечебные мероприятия – ЛФК с элементами кондуктивной педагогики, метод вертикализации – занятия на тренажере Гросса, все виды массажа, тепловые процедуры, методы аппаратной физиотерапии, динамическую проприоцептивную коррекцию с помощью лечебно – нагрузочных костюмов «Гравистат».
Устройство «Гравистат» воздействует на тонические рефлексы, которые лежат в основе формирования патологических мышечных взаимодействий (синергий) у больных и обуславливают преодолений действия силы тяжести дефектным путем. «Гравистат» позволяет производить функциональную коррекцию позы больного максимально эффективно. Устройство представляет собой систему эластичных тяг, закрепленных в противовес по передней и задней поверхности тела. Тяги задают строго дозированную компрессионную нагрузку вдоль тела, что обеспечивает воздействие на мышцы – антагонисты туловища и ног, а так же эластичные тяги корректируют положение тела пациента. Создается мощный информационный поток от рецептов мышц, суставов, связок, направляемых в ЦНС, где формируются следовые образы движений, таким образом, при активных движениях пациента происходит закрепления правильной позы и правильного акта движения на уровне ЦНС, а так же улучшаются познавательные функции мозга, речь.
В центре разработали вариант проведения индивидуального занятия ДПК в ЛНУ « Гравистат» в игровой форме для детей со спастической формой ДЦП в форме нижнего спастического паропареза. Поведения ДЦП в игровой форме способствуют позитивному, эмоциональному восприятию занятий и положительному эффекту.
В реабилитационной карте фиксируются начальные параметры нейроортопедических тестов. Исходя из физических параметров (рост, вес) ребенка рассчитывается требуемая нагрузка. Начальная нагрузка составляет 20% от веса ребенка и регулируется степенью натягивания тяг.
Продолжительность занятий по времени нарастает постепенно, начиная с 30 минут.
В течение 2 – 3-х дней продолжительность занятия увеличивается до 1 часа.
На протяжении всех этапов динамической проприокоррекции, рядом с ребенком, присутствует мама, которая под контролем инструктора помогает ребенку в правильном выполнении тех или иных упражнений, поддерживает ребенка эмоционально, а также осваивает тот комплекс упраражнений, секреты правильной лечебной укладки, которые необходимо ежедневно выполнять в домашних условиях для закрепления полученного результата. [59; с. 61]
Теперь обратимся к другим технологиям – социокультурным, разработанным на стыке разных областей занятия, использующим методы культурной деятельности, педагогики, реабилитологии.
Целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.
Особое место в организации социальной реабилитации занимает театральная деятельность.
Поиск новых способов реабилитации детей-инвалидов привел к идее использовать театральную деятельность как щадящую форму коррекции личностного развития и социального поведения детей с ОВ. Поэтому созданная театральная группа была с самого начала интегрированной. В нее вошли не только дети с ОВ и учащиеся общеобразовательных школ (как волонтеры), но и родители детей с ОВ.
Впоследствии с приходом руководителя – профессионала (актрисы кукольного театра Модиной В.Г.) в центре стал работать театр «Ковчег». Работа специалиста, организующая деятельность театра в реабилитационных учреждениях, имеет свою специфику: во-первых, необходимо время на принятие детей с их особенностями, во-вторых, необходимо соотнесение творческой и реабилитационной задачи.
Общественное сознание и типы обществ
В обществах традиционных искусство, религия и мораль первоначально существуют в слабо дифференцированном единстве. Наука очень тесно связана с донаучными формами познания (астрология, алхимия, различные виды магии и пр.), а право в основн ...
Социальный институт, основные признаки функции и типы
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества. С.И. следует отличать от конкретных организаций и социальных групп. Так, понятие "И. ...
Возрождение и парадоксы советской социологии (50
- 80-е годы )
Только во время хрущевской "оттепели", в конце 1950-х годов начинается новый период в развитии социологии.
В это время в науке господствовали догматизм и схоластика. Социологические методы конкретного исследования общества не и ...