SociologyBest

Основы социологии

Функции и характеристики информации
Страница 1

Материалы » Функции информации в обществе » Функции и характеристики информации

Всякий процесс имеет цель. Ее можно характеризовать тем состоянием, на переход к которому процесс направлен.

Обобщенная цель информационных процессов — изменение состояния сторон-участниц.

Если наблюдается изменение состояния участника информационного процесса, значит, имеет место управление, т.е. информация необходима для управления. Оно осуществляется через управляющую информационную связь. Слово «управление» здесь надо рассматривать широко. Оно подразумевает не только внешнее управление кем-то или чем-то, но и регулирование, саморегулирование, адаптацию. Так, например, в повседневной жизни наибольшее количество информации мы получаем через системы зрения и осязания. Мы даже не задумываемся над тем, как много информации приходится обрабатывать центральной нервной системе, чтобы управлять телом при ходьбе. А не задумываемся потому, что обработка происходит на низших уровнях информационного обмена: на сигнальном уровне и на уровне распознавания образов.

Кроме системы органов чувств человек имеет память. Память — это свойство нервной системы, заключающееся в способности к накоплению и воспроизведению прошлого опыта. Упорядоченный и проверенный действительностью предварительный опыт образует знания.

Управление и приобретение знаний — это две целевые функции информационного обмена. Ради них люди создают и обрабатывают информацию, обмениваются ею. [1]

Функция информации предполагает сообщение субъекту о состоянии окружающей среды, в которой протекает его жизнедеятельность, она состоит в снижении степени неопределённости той или иной ситуации. В общем смысле информацию разделяют на массовую и специальную. Массовая информация выполняет функцию общения, а специальная — обеспечивает процесс создания материальных и нематериальных благ. [3]

В человеческих сообществах логическая информация выполняет функцию обеспечения быстроты обмена новыми знаниями между членами этих сообществ.

Передача информации посредством речи не только породила возможность быстрого обмена знаниями, но и сыграла решающую роль в сплочении человеческих сообществ, в связывании отдельных их представителей в единую информационную систему.

Логическая информация, являясь “общественным достоянием”, обеспечивает функциональную слаженность человеческих сообществ. В этом проявляется консолидирующая функция информации. Такая консолидация людей, в свою очередь, интенсифицирует динамику самой информации. [6]

Ключевой качественной характеристикой информации является её ценность, которая состоит в её способности содействовать достижению цели, которая стоит перед тем или иным лицом или организацией. Для эффективного управления, которое состоит в совершении целенаправленного влияния субъекта на объект, что, в свою очередь, предусматривает сбор, передачу, обработку и накопление необходимой информации, принятие и реализацию необходимых решений, а также контроль за исполнением этих решений, очень важное значение имеет ряд других качественных характеристик информации, а именно: её точность, достоверность, полнота, корректность и оперативность.

Точность информации — это допустимый уровень её искажения, который определяется характером заданий, решаемых тем или иным субъектом. Достоверность информации определяется её свойством отображать реально существующие объекты с необходимой точность. Свойство информации содержать в себе необходимый минимальный объём ведомостей для принятия правильного решения называется полнотой информации. Точность, достоверность и полнота информации являются однотипными взаимосвязанными характеристиками.

Очень важное значение, с точки зрения управления, имеет такая характеристика информации, как оперативность, т.е. актуальность информации в условиях изменения ситуации. А для того, чтобы процесс управления или даже просто общение было продуктивным, информации должна однозначно восприниматься всеми потребителями, т.е. быть корректной.

Приведённые понятия дают возможность на абстрактном уровне описать качественные характеристики различных сообщений, что имеет исключительное значение для эффективного использования информации как предмета труда, а следовательно, и для эффективной организации информационной деятельности на всех уровнях управления. [3]

Цель получения информации у разных людей может быть разной, и это неизбежно влияет на то, какая именно информация ими будет получена. В таких случаях говорят, что содержание информации зависит от контекста ее получения. Контекст — это и есть логический (нематериальный) компонент, который влияет на содержание информации. Он обобщает условия и цели ее получения и подразумевает несколько разных условий:

цель воспроизведения информации;

Страницы: 1 2


Теория «социального действия»
Целерациональное действие не есть некий всеобщий тип действия, напротив, он даже, по Веберу, не является преобладающим в эмпирической реальности. Целерациональное действие — это идеальный тип, а не эмпирическое обобщение. Именно целерацио ...

Виды культуры и их особенности
Культура выступает уникальной характеристикой человеческой жизнедеятельности и потому необычайно разнообразна в своих конкретных проявлениях. Следует отметить, что одни исследователи связывают культуру с информацией и знаковыми системами, ...

Факторы социальной мобильности
Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предп ...