Сущность агрессии и агрессивного поведения. Причины и
специфика проявления агрессивности детей на разных стадиях подросткового
возрастаСтраница 4
Лютова Е.К. определяет агрессию как (от лат. «agressio» – нападение, приступ) – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.д.) [6, с. 9].
Реан А.А. предлагает не идентифицировать понятия «агрессия» и «агрессивность». Он обращает внимание на то, что «Агрессия – это намеренные действия, направленные «на причинение ущерба другому человеку, группе людей или животному» [Реан А.А., 1999, с. 218], Агрессивность – это свойство личности, «выражающееся в готовности к агрессии».
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики.
Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Каждая личность должна обладать определенной степенью агрессивности. Отсутствие ее приводит к пассивности, ведомости, комформности и т.д. Чрезмерное ее развитие начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. [12, с. 167].
Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий [6, с. 9].
Основные отечественные руководства и справочники определяют агрессию как явление непременно негативное:
Агрессия – чувство враждебности и злобности, мысли или действия по отношению к какому-либо объекту или человеку;
Агрессия – мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (состояние напряженности, страха, подавленности) [6, с. 9].
Существует несколько различных подходов в изучении и объяснении феномена агрессивности.
А.А. Реан выделяет 5 базовых направлений: инстинктивисткая теория агрессии (З. Фрейд, К. Лоренц и др.); фрустрационная (Дж. Доллард, Н. Миллер и др.); теория социального научения (А. Бандура); теория переноса возбуждения (Д. Зильман
и др.); когнитивные модели агрессивного поведения (Л. Берковец и др.). Так, З. Фрейд связывает становление агрессивного поведения ребенка со стадиями сексуального развития (З. Фрейд, 1989). Представитель теории инстинктов
К.
Лоренц, как и З. Фрейд,
что человеку не дано справиться со своей агрессивностью, он только может направить её в нужное русло (Лоренц К., 1994). А согласно Дж. Долларду, агрессия представляет собой реакцию на фрустрацию. Эффект катарсиса помогает человеку снизить его агрессивность. Сторонники теории социального научения, напротив, считают, что чем чаще человек совершает агрессивные действия, тем в большей степени эти действия становятся неотъемлемой частью его поведения [6, с. 9 – 10].
Таким образом, для изучения феномена агрессивности нужно в первую очередь определить, что представляет собой агрессия и агрессивное поведение, в чем заключаются их содержательные характеристики, выделить основные черты проявления агрессивности, а затем строить работу по профилактике агрессивного поведения.
Половозрастные особенности проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста.
В педагогической практике многие годы не учитывались половые различия детей. Между тем, половые различия не ограничиваются половыми характеристиками и особенностями психосексуального развития [9, с. 19].
Девочки созревают гораздо раньше мальчиков. В подростковом возрасте процесс психосексуального развития девочек начинается приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков, и длится в течение 3–4 лет, а не 4–5 лет. Мальчики, несмотря на то, что они физически сильнее девочек, обладают большей чувствительностью к воздействию как физических, так и психических факторов. Неслучайно у мальчиков чаще, чем у девочек, встречаются психические нарушения. Наряду с биологическими предпосылками в развитии половых различий серьёзную роль играют социальные и культурные стереотипы, связанные с представлениями взрослых о поведении девочек и мальчиков, обусловленные, в частности, стереотипами феминности и маскулинности, принятыми в обществе. Данные психологов разных стран мира свидетельствуют о том, что агрессивное поведение гораздо чаще встречается у мальчиков, чем у девочек [11, с. 87].
Образ жизни и его значение для процессов старения
При изучении повседневной жизни человека концепция образа жизни очень полезна: она отражает внешнее повседневное поведение и интересы отдельных людей и целых общественных групп. Концепция образа жизни может пониматься и как совокупность к ...
Социальные общности
Социальная общность или социальная группа является ключевым элементом социальной структуры. Р. Мертон понимает под группой совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данн ...
Внешние миграционные процессы
Важной компонентой изменения общей численности населения является миграция. Россия пережила несколько крупных эмиграционных потоков, повлиявших на уменьшение численности населения. Прежде всего, это так называемый «Великий исход», вызванн ...