Природа отклоняющегося (девиантного) поведенияСтраница 2
В последующее время популярность биологических теорий преступности заметно упала. Тем не менее, объяснение преступности только или главным образом биологическими причинами продолжает существовать, хотя и в модернизированном виде, с учетом развития естественных наук. Чем же вызвана живучесть биологических теорий в данной области?
Прежде всего, это объясняется недостаточной изученностью мотивационной стороны поступков человека, глубинных процессов формирования его личности. В самом деле, иногда очень трудно бывает понять причины антиобщественного поведения того или иного лица, особенно если это связано с проявлениями неоправданной жестокости. К тому же еще и сегодня преступление - нарушение закона, установленного людьми, - нередко смешивают с поведением, обусловленными расстройством психики человека, его болезненными состоянием, когда уже неправомерно говорить о преступлении в собственном смысле слова. Наконец, успехи биологических наук, медицины и генетики порождают у широких слоев населения надежды на то, что эти науки помогут людям преодолеть те негативные явления - преступность, алкоголизм, неврозы и т.д., - с которыми пока еще не справились общественные науки и опирающаяся на них социальная практика.
Главная причина живучести биологических теорий в буржуазном обществе состоит в том, что оно идеологически заинтересовано в идее наследственной предрасположенности и человека к преступлениям. Ведь это позволяет объяснить все пороки эксплуататорской системы тем, что преступность, заложенная якобы в природе человека, вечна. Биологические теории в чистом виде вообще “снимают“ социальную характеристику преступности, ее причин и мер борьбы с нею и тем самым оправдывают капитализм.
В настоящее время биологические теории девиантного поведения большей частью сочетаются с социологическими, культурологическими, психологическими или иными объяснениями. Укажем в этой связи на некоторые основные учения о причинах преступности, получившие в настоящее время достаточно широкое распространение.
Немалое число сторонников имеет теория наследственного предрасположения к отклоняющемуся поведению (О. Кинберг, О. Ланге, Е. Гейер, Ж. Пинатель, А. Штумпль и другие). Некоторые из них - юристы, другие - медики. Они полагают, что, поскольку по наследству передаются многие психические свойства, это характерно и для склонности к отклонениям в поведении.
Разновидность данной теории является концепция конституционального предрасположения к преступлению. Немецкому психиатру Э. Кречмеру принадлежит идея о связи между физической конституцией человека, психическим складом и типом поведения. Он делил людей по этим признакам, утверждая, например, что атлетически сложенные люди могут быть склонны к тяжким насильственным преступлениям.
Теория эндокринного предрасположения человека к преступлению (Ди Туллио, Р. Фунес и другие) сводится к признанию основной причиной преступного поведения наличия аномалий в железах внутренней секреции.
Известной популярностью пользуется психоаналитическая теория З.Фрейда и его последователей. Фрейд рассматривал преступление как проявление врожденных, глубоко заложенных в психике человека бессознательных инстинктов и влечений, главным образом сексуального характера, а также страха смерти. Человек, таким образом, выступал в отрыве от реальных условий своего социального бытия.
Заслуживают внимания исследования французских ученых П. Дюпати и Ж.-П. Бриссо, видевших причины девиантного поведения в пороках социальной жизни, в политическом и экономическом неравенстве людей. Анализируя статистические данные, Дюпати пришел к выводу, что число ежегодно совершаемых преступлений должно быть всегда приблизительно одинаковым, поскольку существуют общие и постоянные причины девиантного поведения. Этот вывод явился преддверием социальных теорий о вечности преступности, которые были развиты в конце XIX - начале ХХ века Э.Дюркгеймом, Н.Д. Сергеевским, а в современный период - П. Сооисом, М. Клайнердом и другими. Наиболее четко мысль о вечности преступности как социального явления выразил французский социолог Э. Дюркгейм, считавший, что нельзя представить общество без преступлений; они, по его мнению, являются элементом любого здорового общества.
«Мужское» и «женское» в
философии культуры Освальда Шпенглера
В двухтомнике «Закат Европы» О. Шпенглер представил собственную модель историко-культурного процесса. «Женское» и «мужское» стали важнейшими понятиями, с помощью которых немецкий автор пытается обрисовать самые значимые метаморфозы истори ...
Социальные проблемы лиц пожилого возраста
В научной литературе, касающейся проблем пожилого населения, можно выделить три основные позиции, которые определяют направления исследований и методы социальной политики:
Пожилые – это обездоленные люди, нуждающиеся в социальном обеспеч ...
Анализ реагирования студенческой молодежи на социальную напряженность и
угрозы терроризма
Перерастание угрозой терроризма национальных границ, превращение ее в глобальную проблему, заставляют международное сообщество искать пути эффективного противодействия этому масштабному и опасному социально-политическому явлению. Последни ...