Классы и классовая система:
многообразие подходовСтраница 3
· класс собственников;
· класс интеллектуалов, администраторов;
· традиционный мелкобуржуазный класс мелких предпринимателей и владельцев магазинов;
· рабочий класс.
Согласно Веберу, классовый конфликт представляет собой вполне распространённое явление: конфликт возникает между группами, обладающими явно противоположными интересами, например, между рабочими и управляющими, а не между рабочими и капиталистами. Исследователь также подчёркивал значение ещё одно отличного от класса основания стратификации, а именно социального уважения или статуса.
Авторы «Социологического словаря» отмечают: «Современные концепции класса часто противоречат марксистскому подходу. Отделение собственности на капитал от менеджмента и контроля над индустрией превращает «отсутствие собственности» в такую широкую категорию, что при её использовании невозможно провести различие между группами, занимающими разные экономические позиции, например, между менеджерами и рядовыми рабочими». Британские и американские теории класса развивались в разных направлениях. После Второй мировой войны американские социологи представляли своё общество как бесклассовое отчасти по той причине, что распределение материальных вознаграждений представлялось ими в виде непрерывного континуума при отсутствии каких-либо резких разрывов между социальными группами. Вместе с тем, они были убеждены в том, что индивиды в современном обществе могут классифицироваться на основании таких факторов, не связанных с экономически определяемым понятием класса, как
· профессия;
· религия;
· образование;
· этническая принадлежность.
В процессе создания подобных классификаций использовалась веберовская идея статусов и развивался некий многомерный подход, согласно которому социальный статус или престиж является фактором независимым, дополняющим или даже замещающим фактор экономического класса.
В то же время британские социологи при определении класса первоначально в качестве решающего рассматривали фактор разделения труда, считая, что основное различие между классами в экономических и социальных условиях соответствует различию между физическим и умственным трудом. Подобное деление легло в основу классификации социо-экономических групп и классов британского государственного реестра «Registar General».
Как отмечают Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер, в настоящее время при определении класса используются критерии рыночной и трудовой ситуаций. Под рыночной ситуацией подразумеваются материальные вознаграждения и жизненные шансы, такие, как заработок, безопасность, возможность продвижения по службе. Понятие трудовой ситуации относится к трудовым задачам и производственной технологии, а также к структуре социальных отношений и системам контроля в рамках отдельных фирм. Предполагается при этом, что данные факторы согласованы друг с другом, так как рыночные вознаграждения и условия труда одинаковым образом прогрессируют по мере восхождения индивида по классово-иерархической лестнице. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер пишут: «В последнее время значительное внимание стало уделяться процессу, который принято обозначать термином «структурация», в ходе которого классы могут трансформироваться из экономических категорий в социальные группы, имеющие специфическое комплексное смысловое значение для всего социума».[2] Среди факторов, определяющих процесс структурации, называют следующие:
1. Проживание индивидов в районах, заселённых представителями одного класса.
2. Низкий уровень социальной мобильности.
3. Наличие общих жизненных стилей.
Все эти факторы делают классы различными социальными группами. Различия между классами могут дополняться спецификой социальных ценностей и политических ориентаций их представителей.
В настоящее время одной из распространённых социологических моделей классовой структуры (например, британской) является деление населения на три класса – рабочий, промежуточный и высший. Рабочий класс состоит из лиц, занятых физическим трудом, промежуточный – из работников умственного труда низшего уровня (таких, как клерки и низший технический персонал), а менеджеры, администраторы и так называемые «профессионалы» (врачи, адвокаты, профессора и др.) составляют высший класс.
Особенности менталитета русской диаспоры в странах
Балтии
Менталитет диаспоры
— образ мыслей, система идей и символов, мироощущение, совокупность духовных и морально-этических установок диаспоры как социоэтнической группы. Он является как проектом, так и регулятором ее жизнедеятельности, но не ...
Нормативно-целевое планирование уровня развития социальной сферы региона
При анализе условий социально-экономического развития региона первостепенное место занимает вопрос оценки степени достижения главной цели такого развития - уровня и качества жизни населения, соответствующего принятым в обществе социальным ...
Познавательная функция
Социология
на всех уровнях и во всех своих
структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост
нового знания о различных сферах социальной
жизни, раскрывает
закономерности и перспективы социального развития общества. Этому служат
ка ...