SociologyBest

Основы социологии

Субкультура граффити
Страница 1

История граффити: от пещерных людей до хип-хопа

Многие проявления социальной активности нынешних молодых людей вызывают резкое неприятие у среднестатистического обывателя. Однако стоит ли категорически осуждать любые творческие порывы представителей так называемых субкультур, выходящие за рамки привычного? Возможно, порой имеет смысл подробнее разобраться в сути явления.

Одним из таких явлений, приобретших массовый характер, стало разрисовывание городского ландшафта – так называемое граффити. На самом деле, первыми граффити можно назвать наскальные рисунки первобытного человека. Ведь это слово в переводе с итальянского языка (от graffiare) означает – нацарапанное. А именно таким методом создавались первые изображения, созданные пещерным человеком. К «граффити» также можно отнести настенную роспись древних и современных зданий, начиная с творений античных живописцев, расписывавших храмы, и заканчивая, увы, надписями в общественных туалетах. Однако в узком смысле словом «граффити» принято называть одно из направлений современного искусства, тесно переплетающееся с молодежными субкультурами.

Сегодня граффити – это рисунки на домах, заборах и прочих удобных для этого поверхностях города. Отцом современных граффити, какими мы привыкли видеть их сейчас в виде ярких, красочных рисунков и надписей, можно считать подростка из Манхэттена, с фамилией Деметроис, грека по национальности, который в конце 60-х годов XX века написал на стене свою кличку и добавил к ней номер своей улицы, получилось «TAKI 183». Такой способ выделиться сразу же подхватило множество тинэйджеров. Через некоторое время все стены домов были испещрены называемыми «тэгами» – кличками, которые зачастую было очень сложно прочитать. Постепенно начинающие граффитисты перебрались в подземку, где с начала 70-х до конца 80-х от непонятных загогулин перешли к рисункам на весь вагон. Основной причиной такого перехода стало желание выделиться среди бесконечных прозвищ и имен. Подписи, естественно, остались, но сместились в угол и выполнялись единообразно и узнаваемо. Работали writer'ы по ночам, проезжая вечером в отстойники поездов. Наутро, поезд отправлялся на линию, демонстрируя горожанам свежее граффити. Многие такие рисунки жили всего один день, т. к. стирались на мойке вагонов вечером. В 1989 году власти Манхэттена запретили расписывать подземку, после чего часть граффитчиков продолжили заниматься своим художеством в других штатах и в Европе, а другая часть вернулась к стенам и заборам.

Мода на подобного вида искусство прошла в середине 80-х и ряды спрейщиков сильно поредели, оставались только те, кто по-настоящему был фанатом граффити. Однако с приходом 90-х вернулась и мода на настенное рисование вместе с новой волной художников, но уже более высокого класса. Сегодня искусство граффити напрямую связанно с хип-хоп-культурой: именно ее сторонники открыли граффити для России в начале 90-х, хотя тогда этим еще занимались радикально настроенные панки.

Сегодня граффити занимаются очень многие, но доминируют представители хип-хоп-культуры. Они, как правило, пишут на стенах названия любимых рэп-групп или отдельных исполнителей, название своего города, ну или же просто слова «hip-hop» и т.п. Многие рэп-группы первое время после своего образования везде ставят свои tag'и, что бы их узнавали на различных хип-хоп-фестивалях и подобных мероприятиях, на которых нередко можно увидеть листы ДВП или фанеры, изрисованные граффити. При некоторых группах появились даже свои crew, которые таким образом воплощают в визуальных образах информацию о своих музыкальных коллективах, нередко этим занимаются непосредственно сами исполнители. Чего же хотят добиться хип-хоперы, рисуя граффити? Безусловно, ответ один: продвижения своей субкультуры – хип-хопа.

В принципе нынешние граффити можно разделить на три условных группы:

1. Трафаретное. Само название говорит за себя – эти рисунки выполняются по заранее приготовленному шаблону, т.е. к стене прикладывают, например, кусок картона с вырезами в форме нужных букв или рисунка.

2. Художественное. Художественные граффити – это рисунки или слова, выполненные в каком-либо стиле, они намного больше трафаретных. Для того чтобы нанести его на стену, может потребоваться не один день. Такие граффити ценятся больше всего.

3. Малохудожественные. Чаще всего представляют собой надписи или же отдельные слова, очень часто нецензурные и несвойственные литературной речи.

Граффити рисуют по разным причинам: высказать протест или призыв, сообщить о каком-либо факте или происшествии, о своих чувствах – злости, ненависти, счастья, радости или любви, или же просто украсить серый и унылый пейзаж города. Можно считать это способом самовыражения. Но почему именно такой способ? Просто потому, что зачастую это единственный способ заявить о себе, доступный буквально каждому подростку. Граффити редко остается незамеченным, особенно если оно яркое и красивое, к тому же достать все необходимое, начиная от элементарного баллона с краской и заканчивая разнообразными насадками, совсем не сложно. Многие могли бы высказывать свои идеи, мысли в стихах, песнях и еще множеством способов, но далеко не у всех это получается, некоторые просто стесняются, и к тому же в таком виде меньше шансов, что их достижения заметят – возможностью продвигать свое творчество в массы обладают единицы. Уже поэтому имеет смысл относиться к граффистам внимательнее – возможно, им действительно есть, что сказать представителям старшего поколения, да и всего общества в целом.

Страницы: 1 2


Процесс институциализации социального служения в системе современных общественных отношений
Социальное служение, выделившись из института религии, становится самостоятельным неформальным социальным институтом, укорененным, прежде всего, в жизни гражданского общества. Человечество ищет дополнительный ресурс решения социальных пр ...

Интервьюирование как разновидность опроса. Ведение
Метод опроса – это не изобретение социологов. Во всех отраслях науки, где для получения информации исследователь обращается к человеку с вопросами, он имеет дело с различными модификациями этого метода. Специфика метода состоит, прежде в ...

Социальные основы индивидуального имиджа
Приведенные выше ориентиры базовой теоретической модели имиджа скрыто содержат один неочевидный парадокс. Его можно сформулировать так: индивидуальный имидж не может «находиться» ни «в человеке», ни вне него. В первом случае он должен быт ...