Краткая характеристика методов и технологий социальной
работы в исправительном учрежденииСтраница 2
Если наличие трудной жизненной ситуации констатировать достаточно просто, то, как правило, совсем не просто определить ее сущность, причину и пути выхода из нее. Практика показывает, что далеко не все клиенты имеют навыки серьезного социального анализа, большинство из них приучены к поиску простых, однозначных ответов на трудные вопросы или предпочитают удобные формы иллюзий, самообмана для объяснения своих трудностей. Поэтому следующий этап диагностического процесса – сбор и анализ данных о социальной ситуации. На этом этапе специалист использует два типа исследовательских методов: историко-генетические и структурно-функциональные.
Историко-генетические методы призваны определить время, истоки и причины зарождения социальной проблемы, проследить степень ее проявления на разных стадиях жизни осужденного. Целый ряд социальных патологий имеет наследственную природу или, по крайней мере, социально наследуется. Если мы в настоящее время не можем однозначно сказать, является ли связь пьянства и алкоголизма индивида с пьянством его родителей или прародителей результатом врожденных биологических предпосылок, унаследованных от предшествующих поколений, или это влияние семейного образа жизни, то наследование личностных черт, которые способствуют алкоголизму (инфантильность, конформность и т.д.), не подлежит сомнению.
Структурно-функциональные методы диагностики предполагают получение данных о текущем состоянии социальной проблемы, строении социального объекта и связях, соединяющих различные его элементы, его функциональности или дисфункциональности, т.е. о том, соответствует ли его деятельность своему предназначению или нет. Неправильно было бы думать, что структурно-функциональные методы применяются преимущественно при анализе групповых клиентов – семьи, класса, трудового или студенческого коллектива.
Социальная адаптация представляет собой не только состояние человека, но и процесс, в течение которого социальный организм приобретает равновесие и устойчивость к влиянию и воздействию социальной среды. Социальная адаптация приобретает исключительную актуальность в переломные периоды как жизнедеятельности человека, так и в периоды радикальных экономических и социальных реформ. В условиях лишения свободы данный метод социальных технологий приобретает особенно важное значение.
В условиях пенитенциарного учреждения актуальна технология педагогической адаптации, приспособление к системе образования, обучения и воспитания, которые формируют систему ценностных ориентиров осужденного. Следует указать и на то, что адаптация человека зависит от комплексного воздействия на него природных, наследственных, географических факторов, хотя последние и не играют решающей роли в его социализации.
Немаловажную роль играет психологическая адаптация осужденного. В психологии адаптацию рассматривают как процесс приспособления органов чувств к особенностям действующих на них стимулов с целью их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от излишней нагрузки. Процесс психологической адаптации человека происходит непрерывно, поскольку постоянно изменяются условия жизни, морально-этические ориентации в колонии и т.д.
Адаптационные процессы проявляются в трех формах, характеризующихся различным соотношением стихийных и сознательных приспособительных механизмов:
1) преимущественно стихийное протекание адаптационных процессов проявляется в неудовлетворенности человека условиями его самореализации без достаточного осознания путей выхода из существующего положения;
2) другая форма, характеризующаяся примерно равным соотношением стихийных и сознательных элементов, проявляется в конструировании идеальных моделей воображаемой деятельности без реального их воплощения. Результат этой формы адаптации личности – создание различных социальных утопий и их пропаганда, что в условиях лишения свободы проходит в реализации воровских идей, несущих деструктивную направленность как для психики осужденного, так и асоциальный характер в общем;
3) третья форма адаптационных процессов связана с преобладанием сознательных элементов и выражается в формировании жизненных планов осужденного по освобождению, целенаправленной жизнедеятельности. При прочих равных условиях эта форма адаптации в наибольшей степени способствует действительной самореализации личности и ее превращению в субъект общественного развития.
Поскольку социальная адаптация представляет собой не одномоментное изменение системы, а протекающий во времени процесс, то возникает вопрос о его стадиях. Здесь можно говорить о четырех качественных стадиях социальной адаптации: первая (начальная) стадия, когда осужденный улавливает лишь правила поведения, но система ценностей социума внутренне им не признается; вторая стадия (терпимость), когда как социальная среда, так и сам осужденный признают равноценность эталонов поведения в отношении друг друга (здесь осужденный осознает всю утопичность и пагубность асоциальной сферы противоправного поведения); третья стадия – приспособления, «аккомодации» – связана со взаимными уступками: индивид признает и принимает систему ценностей, которую ему предлагает социальный работник, но и представители правопослушного общества признают некоторые его ценности; четвертая стадия – полной адаптации, «ассимиляции», когда индивид отказывается от прежних образцов и ценностей преступного менталитета и полностью принимает новые.
Групповые общности. Виды социальных групп
Социальная группа
Социальная группа — совокупность людей, выделенных по социально значимым признакам (по А. Кравченко). Социально значимым считается признак, который оказывает существенное влияние на социальное поведение индивида и форми ...
Социометрический оптос, процедура и этапы проведения
Специфика социология как науки в том, что она изучает каждое проявление человеческой жизнедеятельности в социальном контексте, т.е. во взаимосвязи с обществом в целом, во взаимодействии различных сторон, уровней этой общественной системы. ...
Институт административного судопроизводства
Институт административного судопроизводства известен науке и практике. Прежде всего, он понимается во взаимосвязи с нормами КоАП, которые определяют порядок рассмотрения дел при привлечении виновных лиц к ответственности за административ ...