Причины детской преступности
В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. Другое направление сложилось в рамках теории конфликта. Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Например, преступник рассматривается как носитель определенной субкультуры, конфликтной по отношению к господствующему в данном обществе типу культуры.
В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я.И. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп. Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.[9]
Отечественные психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение трудных детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем многие учителя считают, что это не так. Они связывают появление трудных детей с,' наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о не- достаточной педагогической грамотности и умелости таких учителей, нежелании серьезно разобраться в проблеме и затратить побольше времени на трудного школьника.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.
Агрессивность может проявляться уже в дошкольном возрасте в драках детей из-за игрушек. Некоторые младшие школьники пускают в ход кулаки, когда им не хватает логических доказательств в споре. Во всех этих случаях повышенная агрессивность отмечается редко. Поэтому, естественно, такие действия не представляют собой серьезной социальной угрозы, хотя воспитатель должен стремиться их не допускать. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся.
В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек — значительно реже. Агрессия у юношей обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым или старикам; в конфликтах между отдельными молодежными группами; при регуляции отношений внутри молодежной группы с помощью физической силы.[10]
Проблемы «причин» преступности могут быть переформулированы в виде трех основных вопросов: 1) почему в обществе распространены (сформированы) такие именно социальные потребности (витальные потребности у всех относительно одинаковы)? 2) почему в обществе возможны такие именно формы (способы) удовлетворения потребностей? 3) почему общество так именно оценивает те или иные формы (способы) удовлетворения потребностей. Впрочем, есть еще пара немаловажных вопросов: почему представители таких именно социальных групп (слоев) чаще других прибегают к тем или иным способам удовлетворения потребностей и почему представители таких именно групп (слоев) чаще других попадают в поле зрения правоохранительных органов? [11]
Ответы на поставленные таким образом вопросы непросты, они высвечиваются в ходе социологических (криминологических) исследований.
Итак, к основным причинам преступного поведения относятся: несогласованность между целями и средствами; наличие социального неравенства; неправильные отношения в семье.
Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты
населения
В обществе рыночных отношений главную функцию социальной защиты берёт на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.
Основные социальные гарантии закреплены в Конституции РФ и находят своё подтверждение ...
Предмет, объект и категориальный аппарат социологии политики Бурдье
Считаю нужным отметить, что Пьер Бурдье всегда был решительно против идентификации своих взглядов на общество и социальный мир в целом, против названия их «теорией», подчёркивая, что его работы направлены не на анализ существующих понятий ...
Характеристики
социальных конфликтов. Сферы социальных конфликтов
Каким образом людям удастся достичь необычайной согласованности своих действий? Каким образом они могут координировать свои усилия с высокой степенью точности? Какими знаниями должно обладать человечество, чтобы не возникало опасности хао ...