SociologyBest

Основы социологии

Электоральная культура политической элиты: к постановке проблемы
Страница 1

Материалы » Социология современного электората » Электоральная культура политической элиты: к постановке проблемы

Изучение электорального процесса как важнейшего аспекта политической динамики представляет собой относительно новое предметное поле для политической науки постсоветских стран. Интерес к данной проблематике обусловлен тем, что особенности электорального процесса и его качественные характеристики могут служить своеобразным индикатором степени демократичности той или иной страны. Более того, в политических системах переходного типа именно электоральный процесс и проявляющаяся в нем культура политических актеров задают последующий вектор развития страны (Паніна,2002). Между тем концептуально-методологическая база и аналитический инструментарий соответствующих исследований находится пока в стадии разработки. До недавнего времени они в основном ограничивались изучением электорального пространства, а также поведения избирателей и факторов, влияющих на их политический выбор. При этом политико-культурный фактор справедливо признавался лакмусовой бумажкой, выявляющей все основные характеристики электорального процесса и нередко нейтрализующей влияние всех остальных составляющих.

Сегодня становится очевидным, что наряду с оценкой изменений в сфере политической культуры населения необходимо обратить внимание и на такой ее компонент как электоральная культура. Одновременно имеет смысл преодолеть укоренившуюся в западной электоральной социологии и политологии традицию, рассматривающую центральным субъектом избирательного процесса рядового гражданина, чей выбор обусловлен партийной идентификацией и мобилизационными стратегиями кандидатов. Следует учитывать, что в периоды глубоких системных трансформаций общество испытывает дефицит стабильно функционирующих институтов и устойчивых «правил игры», накладывающих ограничения и создающих стимулы для действий политических актеров. Поэтому ведущими актерами здесь выступают различные сегменты элит, а массы участвуют в политической жизни и электоральном процессе лишь в той мере, в какой это позволяют им последние. Принимая во внимание все сказанное, можно признать актуальным такое направление в исследовании электорального процесса, которое позволяло бы взглянуть на него сквозь призму поведенческих стратегий элитарных групп, детерминированных их электоральной культурой.

Электоральную культуру в общем виде правомерно рассматривать как частное проявление культуры политической, которое имеет свои специфические черты, обусловленные пространственно-временной локализацией электорального процесса. В исходном определении Г. Алмонда и С. Вербы политическая культура рассматривалась как совокупность установок социальных субъектов относительно определенной политической системы, а последующие расширенные определения фиксировали также поведенческий аспект данного феномена (Баталов,2002). Однако дискуссии о сути политической культуры в основном касались ее массового уровня, а проблема культуры политических элит затрагивалась лишь вскользь (Формизано,2002). Как видим, проблемы как общей, так и электоральной культуры политических элит в одинаковой степени ждут углубленной разработки.

По нашему мнению, электоральную культуру политической элиты логично рассмотреть как совокупность установок, представлений элитарных групп по отношению к политической системе, выражающуюся в их поведении в период электорального процесса.

Концептуализация данного понятия и его адекватное использование требует выделения ряда показателей. В частности, обратим внимание на следующие:

1. Субъектный («качественный») состав всех сегментов элитарных групп, в той или иной форме оказывающих влияние на электоральные процессы (публичные политики, сотрудники госаппарата, представители научной, культурной, бизнес-элиты и т.п.).

2. Ценностно-мотивационный компонент - мотивы участия представителей элитарных групп в выборах (открытое стремление к публичной власти - латентное участие).

3. Поведенческий компонент: а) модели поведения участников электорального процесса (партнёрские, конкурентно-соревновательные, конфликтные, остро конфликтные); б) механизм принятия решений и заключения соглашений (достигаемый в результате открытых переговоров либо в ходе кулуарной борьбы, игнорирующей правила переговорного процесса); в) продуцирование инновационных идей и выработка механизмов их реализации.

Страницы: 1 2


Программно-методологические вопросы статистического наблюдения
При статистическом наблюдении необходимо прежде всего определить его объект и единицу. Объектом статистического наблюдения называется та совокупность, о которой должны быть собраны нужные сведения. Объектом наблюдения может быть, наприме ...

Антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии
Антропология провозглашает своей целью осмысление «человеческого» (т.е. «культурного», неприродного) как такового и, таким образом, эта дисциплина, академическая и неакадемическая одновременно, ищет ответы на самые фундаментальные вопросы ...

Понятие и методология вопроса[3]
Теория Маркса основывается на формационном подходе, который является краеугольным камнем марксистской исторической науки и исследует общество в статике и динамике, раскрывает его внутреннюю логику, а также законы его развития и функционир ...