Положение современной семьи в УкраинеСтраница 9
Поскольку брак в первую очередь покоится на индивидуальных предпочтениях и убеждениях и лишь регулируется и охраняется правом и общественным мнением и контролем, он может распасться, если не отвечает индивидуальным стремлениям или желаниям. Общественное и личное отношение к институту развода меняется в сторону признания его в определенных ситуациях нормальным механизмом регулирования семейного строя. Аналогичным образом подчиняются индивидуальным интересам и стремлениям регулирование зачатия и рождения детей в семье (контрацептивы, аборты, медицинская помощь).
Внутри семьи связи между поколениями на первый взгляд кажутся сегодня односторонне функциональными — детям нужны родители, чтобы обеспечить им гигиенические и бытовые условия, заложить в личности фундамент культуры: обучить речи, ходьбе, уходу за собой, привить детям социальный, личный и нравственный смысл исходных категорий человеческого существования - труда, долга, свободы, справедливости, поступка, решения, самоуважения и любви к человеку, смысла жизни и т.п. Многие другие родительские функции сегодня отпали или неузнаваемо изменились — идет ли речь о передаче детям профессионального .опыта или секретов, приобщения к вере или к научным знаниям, к фольклору или к национальной культуре, к приличиям своего круга или к священным местам своей родины. Роль родителей сравнительно невелика в социальном контроле за поведением ребенка вне дома, в определении его будущего социально-профессионального, имущественного или брачного статуса, в воспитании детей своих детей — внуков. Но все же функции родителей для детей фундаментальны и неустранимы.
Иначе выглядит ряд функций детей для родителей. Отмечая резкие различия современной городской семьи и традиционной (и в частности, сельской), многие авторы не находят другой полезности детей для современных родителей, кроме того факта, что дети продолжают оставаться объектом глубочайшей эмоциональной привязанности, жизненных переживаний, приоритетным объектом альтруистических устремлений.
Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенсируют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.
Жизнь современного человека делится на два больших периода: вхождение в поток социальных и культурных изменений, стремительное и всеобъемлющее освоение традиционных и новейших культурных ценностей и социальных механизмов и последующее использование накопленного потенциала для нужд развития общества, культуры, собственной личности и воспроизводства новых поколений. Во второй фазе жизни приспособительная способность человека к потоку изменений ослабляется. Дети и молодежь становятся для взрослых во все большей мере тем каналом, посредством которого их личный жизненный мир может продолжать обогащаться непрерывным потоком социальных инноваций. Процесс трансляции культуры прежде строился на механизме ее движения от старших поколений к средним и младшим, а процесс накопления инноваций или замены культурных элементов проходил в несопоставимо более медленном историческом ритме. Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки, профессионализировавших функции воспитания, создания новшеств и их диффузии отношения между поколениями становятся симметричными. Уже молодежь не просто воспринимает эстафету культурной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их родителям. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя.
Социальные институты
Все взаимоотношения определяются социальными аспектами. Совокупность норм в определенной сфере человеческой деятельности. Это, прежде всего устойчивая система отношений, в которой закреплены определенные нормы, правила отношений, статусы ...
Человек - цель, мерило и главный фактор прогресса
Важным и неограниченным направлением использования постиндустриальных процессов является развитие человека, накопление человеческого капитала как решающего фактора развития экономики и общества в целом было подчеркнуто, что новое общество ...
Проблемы включения в интеграционные процессы.
Наиболее интересным представляется мнение преподавателей и руководства вузов по отдельным вопросам, которые носят проблемный характер и не имеют однозначного положительного решения. Результаты опроса представлены в таблице.
Важность само ...