Исследование профессионализма в социальном управлении. Проблемы
профессионализма в социальном управленииСтраница 1
Проблемам профессионализма посвящено множество книг, научных статей, крылатых фраз. Одно из лучших суждений принадлежит немецкому поэту и мыслителю И.В. Гёте: «Нет ничего ужаснее деятельного невежества». Это суждение применимо и к сфере социального и государственного управления.
Для современной России проблема профессионализма в управлении по-прежнему остаётся крайне актуальной. Известные учёные подчёркивают: «В целом наша управленческая система стала работать ещё хуже, ибо, сохранив почти все свои прежние недостатки, приобрела и новые. Один из них - снижение уровня профессионализма»[6].
Но что же считать профессионализмом? Образование, опыт, управленческие способности? Или может быть предпочтение отдать приверженности определённым идеологическим установкам? В последнем случае не имеется в виду критический или иронический подтекст, ибо профессионализм может строиться и на идеократических платформах, которые, в свою очередь, вытекают из вполне определённых научных направлений и школ в области политики и экономики. Так что проблема сущности, структуры, критериев профессионализма в сфере управления, достаточно сложна, в особенности в условиях значительной социальной динамики, быстрых социальных перемен. Профессионализм вообще является предметом изучения десятков наук и научных направлений: социологии труда, эргономики, психологии труда, статистики труда, физиологии и психологии труда, трудового права, акмеологии, профессиологии и профессиографии.
Целый ряд отраслей, связанных с повышенным риском, ответственностью, особыми условиями труда, хорошо оснащён профессиологическими методами и критериями, способствующими надёжному отбору персонала и претендентов на профессиональное обучение.
Что касается сферы социального управления как профессии, то она в научно-исследовательском и научно-практическом отношениях изучена значительно меньше и оснащена не столь богато. Однако представления о ней и критерии профессионального отбора выстраиваются не только в зависимости от идеалов и норм научной рациональности, но и под влиянием доминирующих ценностей и личностных предпочтений. В таком случае, часть требований к профессиональной деятельности формируется, исходя из установок доминирующей культуры. Что касается современных российских социальных условий, то они как раз и характерны выдвижением системы новых требований к профессионализму управленцев, вытекающих из новых социальных и экономических реалий.
В связи с этим формируются принципиально новые требования к управленцам нового поколения. Они впрямую связаны с изменением функций и содержанием деятельности Российского государства. Если ранее государство было и основным собственником, и инвестором, и работодателем, и распорядителем кредитов, и владельцем средств массовой информации, то ныне в его руках сосредоточено 10-30 % долевого пакета всех этих функций.
Существенно изменились и функции управленческого аппарата. Поскольку основу нормативно-регулирующей системы общества представляет право, то кадры управленческого персонала должны быть сориентированы на деятельность в условиях правового государства, и хорошо знать соответствующие его области. Таким образом, существенно изменяется понятие профессионализма управленческих кадров и критерии его оценки. Этот подход нашёл уже отражение в кадровой политике и на федеральном, и на местном уровнях.
Второй базисный компонент, влияющий на формирование новой кадровой политики, - это новая система экономических отношений, в основе которой - частная и коллективно-долевая формы собственности.
Третий аспект кадровой политики и оценки деятельности кадров, а также их подготовки - ориентация на человеческий фактор. В условиях зарубежного управления и менеджмента эти ориентации развиваются уже многие десятилетия. Самый большой изъян в отечественной практике управления и кадровой политики находится именно в этом звене. И самым неприятным явлением выступает отчётливо обозначившееся отчуждение населения от системы управления. Об этом свидетельствуют и данные социологических исследований, и факты электорального поведения.
Главные характеристики социальной политики России в прошедшем и текущем
годах
В статье 7 Конституции РФ предусмотрено, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Сильный характер социальной Росс ...
Завершить анализ самоидентификации
В рамках отечественной социологической школы сложился своеобразный взгляд на проблему социальной идентификации. Наиболее значимыми работами по данной проблематике являются разработки И.С. Кона и В.А. Ядова, которые исследуют социальные ус ...
Анализ демографических показателей основных государств Западной Европы.
Специфические демографические тенден-ции Великобритании, Германии, Франции.
Наряду с общими тенденциями, в той или иной степени присущими любому государству Западной Европы, ситуация в каждой стране имеет свои специфические особенности. Эти особенности (применительно к Великобритании, Германии и Франции) удобно р ...