SociologyBest

Основы социологии

Сущность и содержание социального управления. Объект и предмет социального управления
Страница 1

Материалы » Проблемы профессионализма в социальном управлении » Сущность и содержание социального управления. Объект и предмет социального управления

Главным объектом социального управления являются общественные процессы, воздействие на которые в соответствии с их внутренней стороной развития приводит к изменению поведения людей, которые включены в общественные отношения.

Общественные процессы классифицируются: по формам общественной жизни (экономическая, социальная, политическая, духовно-культурная, личностная); по общественному содержанию; по характеру социальных ситуаций; по масштабам (массовые, местные, эпизодические); по уровню участия людей в решении общественных вопросов (активность высокая, средняя, низкая); по направлению развития общественных связей (конструктивная или деструктивная, антисоциальная).

Вторым компонентом объекта управления являются ресурсы. Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии! личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом, содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Они представляют собой запасы, источники, средства чего-либо, используемые при необходимости, а также представляют собой предельную роль определенного свойства[2].

Кроме понятия "ресурсы" используют тождественные понятия "резервы" и "потенциал".

Социальные ресурсы представляют собой творческий потен пиал личностей, социальных групп, организаций, их возможностей, творческой энергии.

Социальные ресурсы являются основой всех ресурсов. Поэтому перед социальным управлением стоит задача более продуктивно использовать социальные ресурсы для эффективного достижения поставленных целей.

В связи с этим социальные ресурсы можно разделить на такие ресурсы:

мотивационные; интеллектуальные; информационные; коммуникативные; социально-психологические; соревновательные; демографические; социально-экологические; деятельностные; инновационные; стратегические; кадровые; организационные; управленческие; научные.

Социальные ресурсы имеют ряд своих особенностей: они практически неисчерпаемы; целиком возобновляемы, но в результате своей невостребованности могут прийти к вырождению; обладают многообразием и взаимозаменяемостью.

Следует заметить, что объекты социального управления являются и субъектами управления. После своего создания они сами оказывают большое влияние на развитие общественных процессов, использование ресурсов.

Человек является как субъектом, так и объектом управления. Здесь следует заметить, что личность не только осваивает общественные нормы и ценности, но и в процессе социализации преобразует их, используя свою творческую энергию, потенциал, характер, волю, оказывает обратное влияние на социальные процессы[3].

Таким образом, под системой управления следует понимать единство субъекта и объекта управления, которое достигается в результате не только саморегулирования в социальных системах, но и целенаправленного воздействия объекта управления на субъект. Качество воздействия зависит от: управленческой и организационной деятельности, в которой они реализуются; целесообразности действий субъекта управления, его главных составляющих (органов управления, социальных организаций в целом, отдельных людей - управляющих), которые осуществляют управленческую и организационную работу, принимают управленческие решения и добиваются управленческого результата.

Страницы: 1 2


Социально-технологические методы.
Социально-технологические методы, методики, приемы и средства, процедуры обладают относительной самостоятельностью, но они в первую очередь зависят от той научной школы, в рамках которой они были созданы. Психология предоставляет большие ...

Рынок труда и занятость населения в Марий Эл
Положительная динамика макроэкономических показателей, а также реализация мер, проводимых в сфере социально-трудовых отношений, способствуют стабилизации ситуации на рынке труда и занятости населения республики. Численность трудовых ресу ...

Общественное мнение не существует
Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблема ...