Нормативно – правовая база социальной работы с
одинокими пожилыми гражданамиСтраница 3
В ряде указанных законодательных актов имеются отдельные статьи, непосредственно касающиеся прав одиноких пожилых людей.
К примеру, статья 41 ч.1 Гражданского кодекса РФ закрепляет патронат над недееспособными гражданами. Сказано, что «по просьбе совершеннолетнего дееспособного гражданина, который по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, над ним может быть установлено попечительство в форме патроната. Попечитель (помощник совершеннолетнего дееспособного гражданина) может быть назначен органом опеки и попечительства только с согласия такого гражданина. Ст.601-605 Гражданского кодекса регулируют отношения пожизненного содержания с иждивением. Защита имущественных прав одиноких пожилых людей осуществляется также нормами наследственного права (часть III ГК РФ). В целях материального обеспечения отдельных категорий лиц, которые нуждаются в особой защите по причине возраста или состояния здоровья, закон предусматривает определенные ограничения свободы завещания.
Конституция РФ закрепляет обязанность совершеннолетних детей заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Забота о родителях подразумевает не только предоставление средств содержания, но и моральную поддержку, внимание к интересам и заботам родителей, помощь и содействие в реализации их конституционных прав. Статьи 87 и 88 Семейного кодекса РФ регламентируют обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей, а также участие совершеннолетних детей в дополнительных расходах на родителей.
К примеру, часть 1 ст. 88 Семейного кодекса РФ гласит: «При отсутствии заботы совершеннолетних детей о нетрудоспособных родителях и при наличии исключительных обстоятельств (тяжелой болезни, увечья родителя, необходимости оплаты постороннего ухода за ним и других) совершеннолетние дети могут быть привлечены судом к участию в несении дополнительных расходов, вызванных этими обстоятельствами». Из личных неимущественных отношений Семейный кодекс РФ выделяет лишь права бабушки и дедушки (и других родственников) на общение с ребенком. Статья 12 Федерального закона РФ «О погребении и похоронном деле» в части 1 гласит: «При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органом внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством РФ». В этом примере мы видим, как государство дает гарантии одиноким пожилым людям, не имеющим родственников, на погребение.
Нормы, отнесенные ко второй из выделенных групп, закреплены в законах, направленных на реализацию конституционных гарантий практически всех пожилых людей («О государственных пенсиях в РФ», «Об исчислении и увеличении государственных пенсий», «О трудовых пенсиях в РФ», «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).
Нормы, составляющие третью из выделенных групп, регулируют права отдельных категорий пожилых людей. Наиболее значимыми являются Федеральными законами «О ветеранах», Закон РФ «О реабилитации жертв политических репрессий», поскольку подавляющее большинство его пользователей являются людьми пожилого возраста. К этой же группе следует отнести Федеральный закон от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ, и признаны утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Основные направления государственной социальной политики
Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальным государством. Цель проводимых в стране реформ – построение социально ориентированной рыночной экономики.
Российская государственная политика разрабатывается по многим аспек ...
Профессиональные требования к личности специалиста пенитенциарной социальной
работы
Социальная работа является универсальным видом деятельности. Она требует от специалиста знаний в различных областях и умений их применять на практике. Не случайно в квалификационном справочнике социальному работнику предписан весьма широк ...
Теоретико-методологические
аспекты исследования политических установок молодежи. Политические установки как
элемент политической культуры: понятие и виды
Огромную роль в формировании политического мышления играют политические установки. Понятие «установка» относится к наиболее сложным и размытым в политической психологии. В общем виде, это предготовность субъекта реагировать тем или иным к ...