SociologyBest

Основы социологии

Характеристика методов и форм управления коммуникативными конфликтами
Страница 2

Материалы » Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе » Характеристика методов и форм управления коммуникативными конфликтами

Анализируя стратегию компромисса, следует иметь в виду и то, что условия компромисса могут быть мнимыми, когда субъекты конфликтного взаимодействия достигли компромисса на основе неадекватных образов конфликтной ситуации.

Понятие «компромисс» близко по своему содержанию к понятию «консенсус». Сходство их заключается в том, что и компромисс и консенсус по своей сущности отражают взаимные уступки субъектов социального взаимодействия. Поэтому при анализе и обосновании стратегии компромисса важно опираться на правила и механизмы достижения консенсуса в социальной практике.

Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности, как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Анализируя стратегию сотрудничества в конфликтном взаимодействии, следует учитывать некоторые обстоятельства.

Особое место в выборе данной стратегии занимает предмет конфликта. Если предмет конфликта имеет жизненно важное значение для одного или обоих субъектов конфликтного взаимодействия, то о сотрудничестве не может быть и речи. В этом случае возможен лишь выбор борьбы, соперничества. Сотрудничество возможно лишь в том случае, когда сложный предмет конфликта допускает маневр интересов противоборствующих сторон, обеспечивая их сосуществование в рамках возникшей проблемы и развитие событий в благоприятном направлении.

Являясь одной из самых сложных стратегий, стратегия сотрудничества отражает стремление противоборствующих сторон совместными усилиями разрешить возникшую проблему [33, с. 86–87].

Выбор лучшей стратеги как формы разрешения коммуникативных конфликтов в социальной работе возможен на основе двухмерной модели, разработанной К. Томасом и Р. Килменом. В основе этой модели лежат ориентации участников конфликта на свои интересы и интересы противоположной стороны.

В любом конфликте каждый участник оценивает и соотносит свои интересы и интересы соперника, задавая себе вопросы: «Что я выиграю…?», «Что я потеряю…?», «Какое значение имеет предмет спора для моего соперника…?». На основе такого анализа он сознательно выбирает ту или иную стратегию поведения (уход, принуждение, компромисс; уступка или сотрудничество). Оценка интересов в конфликте – это качественная характеристика выбираемого поведения. В модели Томаса-Килмена она соотносится с количественными параметрами: низким, средним или высоким уровнем направленности на интересы.

Графически двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена представлена на рис. 1.

http://fictionbook.ru/static/bookimages/books/100/00/21/35/00213519.bin.dir/h/i_063.png

Рис. 1.

Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена

При анализе конфликтов на основе рассматриваемой модели важно помнить, что уровень направленности на собственные интересы или интересы соперника зависит от трех обстоятельств:

1) содержания предмета конфликта;

2) ценности межличностных отношений;

3) индивидуально-психологических особенностей личности.

Особое место в оценке моделей и стратегий поведения личности в конфликте занимает ценность для нее межличностных отношений с противоборствующей стороной, поэтому С.М. Емельяновым была дополнена двухмерная модель Томаса-Килмена третьим измерением – ценностью межличностных отношений (МЛО) [34, с. 120].

Схематически она представлена на рис. 2.

http://fictionbook.ru/static/bookimages/books/100/00/21/35/00213519.bin.dir/h/i_064.png

Рис. 2.

Трехмерная модель стратегий поведения в конфликте

Методы разрешения коммуникативных конфликтов – беседа, убеждение, просьба, разъяснение [34, с. 81].

Так как коммуникативные конфликты основаны на речевом общении, то, по мнению К.Ф. Седова, разнообразие языковых форм, употребляемых в состоянии конфликта, можно свести к трем типам речевых стратегий:

Страницы: 1 2 3 4


Культурная компетентность социального работника в области языка и символов байкеров
Особенности языка и символов субкультуры байкеров содержались в работах Морозовой Н., Новикова О.Г., Сергеева С.А. Субкультура байкеров изучена довольно слабо. Основные причины, по мнению автора Новикова О.Г., – нежелание её участников р ...

Микросоциология
Для Парсонса – общество это цельная система. Классы, группы и слои – это структура общества. Каждая структура наделена функциями важными для общества и его членов. Все вместе взятые структуры обладают полным набором функций – это означает ...

Функции и подсистемы общества
У бесконечного множества разнообразных форм общества с самого его возникновения и по сегодняшний день имеется нечто общее, без чего все они просто не могли бы существовать. Любое общество для того, чтобы просто существовать, должно выполн ...