SociologyBest

Основы социологии

Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе. Специфика и классификация технологий в социальной работе
Страница 1

Материалы » Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе » Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе. Специфика и классификация технологий в социальной работе

Как отдельное направление теории управления и социальной инженерии социальные технологии стали развиваться в начале XX в.

Понятие «социальная технология» стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин «технология», но технология не в традиционном смысле, связанном с машинами, механизмами, а в более широком – затрагивающем и социальную сферу.

Н. Стефанов определяет социальную технологию как «деятельность, в результате которой достигается поставленная цель и измеряется объект деятельности» [25, с. 182].

В. Афанасьев характеризует социальные технологии как «элемент механизма управления» и «средство перевода абстрактного языка науки… на конкретный язык… достижения поставленных целей» [26, с. 235].

М. Марков характеризует социальные технологии как «способ реализации… конкретного сложного процесса путем расчленения его на систему исследовательских взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются однозначно…» [27 с. 38].

А. Зайцев определяет их как «совокупность знаний о способах и средствах организации социальных процессов, сами эти действия, позволяющие достичь поставленной цели» [28, с. 95].

В. Иванов представляет социальные технологии как инновационную систему методов выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы, получения оптимального социального результата при наименьших управленческих издержках. «Они могут быть также рассмотрены как совокупность операций, процедур социального воздействия на пути получения оптимального социального результата (укрепление социальной организации, улучшение условий жизни людей, предотвращение конфликта и т.п.). Социальная технология – важнейший элемент механизма управления» [29, с. 4].

Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего, социально уязвимых групп [30, с. 5].

По мнению С.И. Григорьева и др., социальные технологии применительно к социальной работе трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения [31, с. 139].

Социальные технологии области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными науками: социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть, самой разнообразной. Это связано с тем, что социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему как упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство.

Страницы: 1 2 3


Социальное проектирование и социально-инженерная деятельность. Социальные технологии
Для того, чтобы определить статус так называемой "социальной инженерии" и установить характер взаимоотношения инженерной деятельности и социологии, следует выяснить прежде всего, что собой представляет инженерная деятельность во ...

Структура и уровни социологического знания
В зависимости от уровня знания социологические исследования делят на теоретические и эмпи­рические. Проблема соотношения теоретического и эмпирического в научном познании включает в себя два аспекта: функциональ­ный и генетический. Перв ...

Место и роль социального служения в системе социальной работы. Объекты и субъекты социального служения как разновидности социальной работы
Наиболее востребованы добровольческие усилия в сфере социальной политики и социальной работы. Субъекты социального служения. Под субъектом понимается носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид, социальная группа), ...