Введение
Актуальность исследования
. Современная Россия – одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты пронизывают все «поры» нашего общества, определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Сама необходимость социальной работы как общественной и профессиональной деятельности, а, следовательно, и науки, осмысливающей проблематику этой деятельности, вызвана во многом, ростом социальной конфликтности, потребностью снижения социальной напряженности.
Проблема конфликтов в социальной работе приобретает особую значимость и важность в связи с тем, что субъектами конфликта являются индивиды или группы индивидов имеющих социальную недостаточность, неравное по отношению к другим лицами положение в обществе.
Корни этого явления различны, но среди различных причин ведущими являются социальное неравенство, неодинаковый доступ к ресурсам социального развития индивида или социальной группы [1, с. 5].
Одной из главнейших особенностей деятельности социального работника является клиентурная деятельность. Она выражается в том, что профессиональный социальный работник постоянно ведет общение с клиентами; посетителями, просителями, ходатаями и даже с жалобщиками. Его поле деятельности – профессиональное общение. Поэтому, наряду с чисто профессиональными знаниями и навыками, умение вести деловое общение является одним из важнейших признаков профессиональной пригодности социального работника [2].
Социальная работа основана на общении работников социальных служб и их клиентов, поэтому для нее характерны конфликты, источником которых является общение, то есть коммуникативные конфликты.
Коммуникативные конфликты в большинстве случаев разрушают саму систему взаимодействия между людьми, делают ее неэффективной, и люди стремятся их избегать.
Коммуникативная деятельность в клиентурной работе социального работника занимает важное место. В процессе коммуникации с клиентом социальный работник корректирует его оценки, отношение к миру, устраняет барьеры коммуникации. Это все характеристики управления общением. Для того, чтобы управление общением было эффективным, нужно знать и использовать его законы, а также знать и уметь применять методы управления коммуникативными конфликтами на практике.
Поэтому тема курсовой работы «Социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе» актуальна.
Объект исследования
– коммуникативные конфликты в социальной работе.
Предмет исследования
– социально-психологические технологии управления коммуникативными конфликтами в социальной работе.
Цель курсовой работы
– разработать рекомендации по социально-психологическим технологиям управления коммуникативными конфликтами в социальной работе.
Задачи исследования
:
1) исследовать развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной социально-психологической литературе;
2) проанализировать основные теоретические концепции конфликтологии в социальных системах;
3) выявить сущность коммуникативных конфликтов, и их причины.
4) исследовать специфику технологий в социальной работе;
5) охарактеризовать методы и формы управления коммуникативными конфликтами в социальной работе;
6) исследовать технологии эффективного общения и рационального поведения в коммуникативном конфликте и дать рекомендации по их применению в социальной работе.
Гипотеза исследования
. Управление коммуникативными конфликтами в социальной работе заключается в эффективном общении социального работника и клиента.
Знание и умение применять в практике социальной работы социально-психологических технологий «Эффективное общение» и «Рациональном поведение в конфликте» социальным работником позволит снизить уровень коммуникативных конфликтов в социальной работе и повысить ее эффективность.
Анализ социального положения населения в республике Марий Эл: Уровень жизни
и демографическая ситуация. Демографическая ситуация.
Демографическая ситуация в Республике Марий Эл, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется тенденцией снижения численности постоянного населения.
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года численность населения Респу ...
Интернет и развитие социальных технологий информационного общества в России
Технологии информационного общества в России развиваются не как результат последовательной трансформации индустриального общества в постиндустриальное (информационное) общество, а как ответы на вызовы современного социально-экономического ...
Оценки выпускниками вузов возможностей профессиональной реализации в
пространстве закрытого административно-территориального образования (на
примере г. Снежногорск). Общие сведения об исследовании
С целью выявления оценок выпускников вузов возможностей профессиональной реализации в пространстве закрытого административно-территориального образования (на примере города Снежногорск) нами было проведено социологическое исследование.
...